Правительство Армении одобрило законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества. Он позволит изучать активы чиновников, а также взаимосвязанных с ними или подозреваемых в коррупционных преступлениях лиц, а при наличии вердикта суда — конфисковать в пользу государства богатство, необоснованное законными доходами.
По мнению министра юстиции Рустама Бадасяна, предусматриваемый законом процесс можно условно поделить на три этапа.
В первом орган, созданный при прокуратуре, собирает данные об имуществе и законности его приобретения.
Если имущество превышает предусматриваемый порог (долгое время, отметил министр, порог составлял 50 млн. драмов, однако по мнению специалистов из Совета Европы, он крайне высок по сравнению с размером средней зарплаты и его необходимо снизить) и это не аргументируется законными доходами, во втором туре компетентный орган обращается в суд, а также приглашает всех заинтересованных ознакомиться с набранными материалами, представить разъяснения и свою позицию.
На третьем этапе вопрос рассматривается в суде. По словам Бадасяна, законопроектом предлагается считать имущество незаконным, если его владелец не доказывает законность его приобретения.
Имущество конфискуется, если истец доказывает, что имущество в предусматриваемых законом объемах не умещается в законные доходы. Доказывать это должно государство.
Премьер-министр Никол Пашинян поинтересовался, затрагивает ли законопроект только чиновников.
Процесс изучения активов, ответил Бадасян, начинается при наличии преступления коррупционного свойства и соответствующих сигналов.
«Это значит, что непременно в связи с тем или иным случаем должно быть заведено уголовное дело?», — спросил глава правительства.
«Есть ряд статей, указывающих на сигнал для начала исследований. В основном это преступления коррупционного характера. У нас шесть оснований. Во-первых, если есть вступивший в силу обвинительный вердикт и данные о незаконном имуществе.
Во-вторых, есть уголовное дело, и лицо привлечено в качестве обвиняемого в связи с одним из предусматриваемых проектом преступлений.
В-третьих, существует достаточно оснований подозревать, что есть имущество незаконного происхождения, но уголовное преследование невозможно.
В-четвертых, достаточные основания подозревать, что есть такое имущество, однако уголовное дело прекращено.
В-пятых, в соответствии с оперативно-розыскными данными, есть достаточно оснований по поводу того, что имуществом незаконного происхождения владеют исключительно должностные лица. Это положение касается исключительно чиновников. Остальные более развернуты. И последнее основание: ответ на международные запросы», — сказал министр Бадасян.
Изначально проект предусматривал 10-летний срок годности, однако в результате обсуждения и по настоянию премьер-министра установлен срок, начиная с 1991 года.