Главная / Полиция / В следственных органах Армении криминала не меньше — о сканадальном видео пыток

В следственных органах Армении криминала не меньше — о сканадальном видео пыток

Представительницу жертвы пыток с видео, попавшего в сеть 21 ноября, Мэри Григорян не интересует, при каком из президентов — Роберте Кочаряне или Серже Саргсяне — произошел инцидент. «Ясно видно, что они уничтожают человека. Меня не интересует, при ком это было. Замучившие человека спокойно разгуливают по Армении. Вы понимаете, в чем дело? Их до сих пор не осудили, не арестовали. Человека осудили несправедливо. Избивали в течение трех дней. Три дня! Это происходило не один день. Прокурора не обвинили, судья, полицейские не осуждены. Они спокойно разгуливают среди нас», — заявила Григорян на пресс-конференции во вторник.

В сети появилось видео, на котором видно, как служащие полиции пытаются получить показания при помощи пыток, надевают на жертву противогаз. Через 4 дня после публикации видео было заведено уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий, соединенное с применением насилия.

Ранее глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян заявил, что в то время статья, предусматривающая ответственность за пытки, не была принята, поэтому уголовное дело завели по упомянутой статье.

По словам, представителя пострадавшего Армена Мартиросяна, адвоката правозащитной общественной организации «Хельсинкская ассоциация» Ара Гарагезяна, в 2008-ом соответствующей статьи действительно не было, однако имеется обвинение, а жертву пыток признали пострадавшим. «В целом, уголовное дело не продвигается. Специальная следственная служба только приняла решение о признании лица пострадавшим, дважды провели допрос, однако, по сути, личность этих четырех человек [с видео] установлена, на видео органа, осуществляющего производство, их лица видны лучше, однако им до сих пор не предъявили обвинений». Пострадавшая сторона обеспокоена, так как у органа, осуществляющего производство, было время на то, чтобы по крайней мере на этапе подготовки материалов запастись необходимыми данными и предъявить обвинение.

Также адвокат «опечалил будущих обвиняемых» тем, что в рамках данного дела сослаться на срок давности невозможно: «Не имеет значения, когда оно раскрыто: этих людей необходимо немедленно привлечь к ответственности».

Согласно ССС, личность пострадавшего и дата инцидента известны, человека допросили, однако эта информация пока не разглашается.

По убеждению Гарагезяна, есть все основания выдвинуть обвинение, но Специальная следственная служба медлит: «Пострадавшая сторона считает, что есть все основания, есть показания пострадавшего, есть видео, герои которого известны. В конце концов, Вардан Гукасян сообщил прессе, кто эти служащие, а ССС сегодня говорит, что проводятся активные действия, но пострадавшая сторона в них никак не представлена». Отметим, что бывший сотрудник полиции, известный по прозвищу Дог Вардан Гукасян утверждает, что видео предоставил он, а съемка производилась при прежних властях страны, когда должность начальника полиции занимал Владимир Гаспарян. Он, по словам Гукасяна, был в курсе инцидента.

Видеосъемка, убежден адвокат Гарагезян, велась для того, чтобы впоследствии показать ее подвергшейся грабежу семье и сказать «посмотрите, как мы поступаем с тем, кто совершил кражу из вашей квартиры». На эти слова отреагировала председатель общественной организации «Хельсинкская ассоциация» Нина Карапетян, которая предположила, что, значит, члены семьи, которым было продемонстрировано видео, не заявили об этом.

«Посмотрите, какой у нас широкий спектр для того, чтобы предъявить обвинения разным людям по разным статьям. И сегодня ССС считает, что она работает эффективно, и дело продвигается. Где здесь эффективность?».

Тем не менее, правозащитница не удивлена, ведь, говорит она, возможно, данная структура считает сложившуюся ситуацию вполне нормальной: «Формально берутся за дело, допрашивают пару человек, затем начинают его успылять, пока пострадавшая сторона не устанет, пока ей не надоест и она будет не в состоянии бороться, потому что процесс затянется на годы».

Заявление Службы об осуществляемых активных действиях в условиях, когда через два месяца после публикации видео обвинения никому не предъявили, она считает пиком цинизма.

«Речь о четырех засветившихся на видео. Был и пятый: тот, кто снимал. Он знал об этом преступлении и не сообщил. У нас должно быть пятеро обвиняемых, но на сегодняшний день их у нас ноль», — констатировала правозащитница.

По ее словам, в Армении сформировались легитимные парламент и правительство, при этом, однако, летигимность органов, осуществляющих правосудие, равна нулю. После того, как глава правозащитной организации раскритиковала отсутствие реформ, она заметила: раскрытие дела снова поручено бездействовавшим ранее органам.

«Так дела раскрыты не будут. Люди, совершившие эти действия, не станут раскрывать уголовные дела в ущерб себе. Этого не будет, потому что никаких реформ не было, за исключением смены одного-двух высокопоставленных чиновников, которые и прежде там работали.

Там так принято: люди в погонах не дают показаний друг против друга.

Мы боремся против криминального мира, против их устоев, но, фактически, криминала в этих органах не меньше», — заключила правозащитница.