К пресс-конференции на тему «Почему политическая власть Армении уклоняется от того, чтобы квалифицировать как геноцид февраль 1988 в Сумгаите и январь 1990 в Баку?» о погромах армян в советском Азербайджане я подготовила несколько вопросов. К примеру, хотела узнать у беженцев, как за последние 30 лет менялось отношение к ним в Армении. Или как они оценивают потенциал азербайджанских и армянских беженцев в установлении мира? Встреча длилась час. Участники делились ужасающими воспоминаниями, говорили о необходимости признания Арменией тех событий геноцидом, и я так и не осмелилась озвучить свои вопросы. Некоторые слушали истории про убийства и изнасилования, утирая слезы и приговаривая «мы тоже все это видели».
Накануне премьер-министр Армении в сопровождении Католикоса, спикера парламента и других высокопоставленных чиновников посетил Мемориал Цицернакаберд по случаю 30-й годовщины армянских погромов в Баку.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР Мариам Авагян считает это вдохновляющим: она не припомнит, чтобы прежде в эту дату проводились церемонии такого уровня. Однако позже, призналась Авагян, ознакомившись с заявлениями Никола Пашиняна и МИД Арцаха, она «обломалась». Авагян хочет знать, кто составлял эти тексты.
«Хочу понять, откуда эти цифры, отраженные в послании премьер-министра и заявлении министерства иностранных дел Арцаха? Кто сказал, что в Баку проживало 250 000 армян? Кто сказал, что в Баку были убиты 150-300 армян? Мы, что, пользуемся ложными официальными данными Азербайджана, а завтра станем использовать ложные официальные принципы и историю Азербайджана?
Пусть МИД Арцаха задастся вопросом о том, сколько им известно армянских специалистов, исследовавших эти материалы и установивших, какое количество армян было убито в Баку. Я владею совершенно иными цифрами. У нас огромные цифры», — сказала Авагян, добавив, что некоторые местные азербайджановеды тоже пользуются ошибочными данными.
Комментируя отрывок из заявления Пашиняна о том, что «спустя 30 лет после этих событий в Азербайджане нет никакого уважения или сострадания к жертвам бакинских погромов», координатор съезда беженцев заметила: «От кого премьер ждал этого сострадавния и уважения? От Гейдара или его выродка Ильхама? Я поражаюсь таким наивным, если не сказать кокетливым формулировкам».
Сравнивая это выступление премьера с предыдущими, которые, по ее мнению, звучали более решительно, вчерашнее Мариам Авагян сочла слабым, а заявление арцахского МИД — беззубым.
Алла Манвелян