Несколько дней назад премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал запись в «Фейсбук»-е о том, что в армии никогда не было меньше жертв, чем за прошедший 2019 год. Речь о 49 случаях смерти. Согласно прокуратуре, 20 из 49 случаев связаны с военной службой, 29 произошли при не связанных со службой обстоятельствах. Пост Пашиняна обсудили в студии армянской службы радиостанции «Свобода».
По мнению правозащитницы Жанны Алексанян, премьер намеренно не сослался на данные прокуратуры, так как, по ее мнению, в таком случае он стал бы мишенью для нападок.
Данные прокуратуры неблагонадежны, утверждает она: «Не цифра. Цифра для меня несущественна. Существенно деление: имеет и не имеет отношение к военной службе. Думаю, премьер рассматривал эти 20 случаев, имеющих отношение к службе, в качестве исторического минимума».
Алексанян считает это слабым аргументом, так как если человек пришел домой и повесился, необходимо понять, стоит искать причины в воинской части или дома: «Прокуратура выдумала это деление, чтобы получить исторический минимум». У Минобороны, говорит правозащитница, нет определения и формулировок о случаях смерти в боевых и небоевых условиях.
Этот пост главы правительства она считает неприемлемым: «Прежде, чем прийти к власти, нужно было подумать о нарушениях права людей на жизнь в закрытой системе — армии. Нужно говорить о способах предотвращения, необходимо дать объяснения обществу».
Член правящего блока «Мой Шаг» Мария Карапетян ответила словами о том, что премьер-министр не раз говорил о криминальной культуре, проникшей во все сферы страны, в том числе и в армию. А причинами небоевых потерь должна заняться Группа по сбору фактов переходной юстиции как с точки зрения оценки и выявления проблем, так и недопущения их повторения.