Выборы в Арцахе: сюрпризы появляются каждый день
автор Манвел Саркисян
опубликовано на сайте acnis.am
В среде армянской общественности интерес к выборам в Арцахе достаточно высок. Пресса уделяет большое внимание этой теме. Однако хорошего представления о происходящем составить нелегко. Мало аналитических материалов — чаще всего публикуются позиции сторонников тех или иных политических сил и заявления кандидатов на пост президента. Лучше всего ситуацию можно понять изнутри Арцаха.
Поскольку на прошлой неделе мне удалось побыть достаточно долго в Арцахе и повстречаться с немалым числом людей, в данной статье хочу поделиться с читателями моими впечатлениями о нынешней ситуации. А поделиться есть чем. Ситуация на выборах беспрецедентная. Никогда в Арцахе не было ситуации, когда определяющим фактором не являлось бы мнение высшего руководства Армении. Что бы ни происходило, все смотрели в сторону Армении. Но смена власти в Армении и последовавшие за этим изменения социально-политической атмосферы в самом Арцахе обрушили традиционные механизмы воздействия на выборные процессы.
Хотя действующие власти Арцаха формально сохраняют свои позиции, их влияние на общество крайне ослабло. Атмосфера страха значительно испарилась — прежние методы принуждения потеряли эффективность. Это обстоятельство проявило себя уже на сентябрьских 2019 года выборах в местные органы власти. Тогда впервые действующие власти ощутили бессилие перед развивающимися процессами. Все решили голоса избирателей. Проявилось и то, что большинство избирателей не были готовы к новым условиям. Старые ориентиры, то бишь, звонки начальников, обещания тех или иных авторитетов и пр., «готовых помочь», потеряли свою эффективность. В итоге, голоса избирателей сильно рассеялись.
Нечто подобное наблюдается и в настоящий момент. Однако в самом политическом поле начали проявлять себя крайне непривычные явления. В первую очередь, это касается процесса формирования полюсов вокруг кандидатов в президенты. Участвующие в президентских и парламентских выборах два десятка партий выдвинули 14 кандидатов в президенты. Естественно, интерес, в первую очередь, представляет то, каким образом будут формироваться коалиции вокруг этих кандидатов.
На сегодняшний день главной интригой стало решение Самвела Бабаяна (бывший командующий местной армии, за покушение на президента НКР был приговорён к 14 годам лишения свободы, однако спустя 4,5 года был помилован — epress.am) поддержать на президентских выборах кандидатуру министра иностранных дел Арцаха Масиса Маиляна. Такого решения можно было ожидать после того, как стало ясным, что Бабаян не может выставить свою кандидатуру (изменить закон ему так и не удалось). Игнорировать собранные им подписи избирателей он тоже не мог. Партия Бабаяна решила участвовать отдельным списком в парламентских выборах, как оппозиция действующим властям. Отдать голоса за какого-то провластного кандидата в президенты она не может. Осталось сделать то, что и было сделано.
Естественно, предвыборные позиции Масиса Маиляна резко усилились. Главный кандидат от властей, бывший госминистр Араик Арутюнян, который целые месяцы демонстрирует «победный марш», несколько умерил пыл. Ослабли и идейные позиции тех сил, которые к какой-то момент попытались внести в предвыборную повестку идею «соросовца» с целью закрепить такой образ за Маиляном. Как-то не увязывается такой образ с фигурой, которую поддержал «пророссийский» Бабаян.
Но некоторые сложности возникли и у Масиса Маиляна. Многие его сторонники никак не воспринимают возможность тесного союза Маиляна и Бабаяна. Многие не хотели бы возврата бывшего генерала с неоднозначным имиджем в систему государственного управления. Маиляну даже пришлось выступить со специальным обращением, где он дал пояснения по части дальнейших своих подходов к формированию исполнительной власти. Было указано, что никаких кадровых вопросов с Бабаяном он не обсуждал, и тем более, нет никаких договоренностей по этой теме.
Второй сюрприз в ситуацию внес бывший высокопоставленный военный Григорий Саакян, вышедший из своей новосозданной партии и примкнувший к Масису Маиляну. Участвовавший в выборах мэра Степанакерта и имеющий достаточно высокий имидж Саакян, возглавил предвыборный список коалиции партий, поддерживающих кандидатуру Маиляна. Такой ход событий, несомненно, усилил потенциал блока Маиляна. Кроме того, он несколько оттеснил в тень Бабаяна от фигуры Маиляна.
В любом случае образ одного из главных полюсов начинает выдвигаться в центр внимания общества. Соответственно, какие-то трансформации должны будут происходить в других лагерях. В этом смысле, интерес представляет фигура кандидата в президенты генерала Виталия Баласаняна. На фоне описанного выше разворота событий его образ как-то уходит в тень. Не ясно в каких отношениях он находится с действующими властями в условиях, когда он проявляет резкую оппозиционность к новым властям Армении. Остается впечатление, что команда президента Бако Саакяна дистанцируется от него. По крайней мере, вобщественной среде Степанакерта такое мнение превалирует.
Необходимо остановиться еще на одном важном обстоятельстве. Поскольку президентский и парламентские выборы проходят одновременно, достаточно интересной выглядит ситуация с будущими парламентскими фракциями. В случае, когда для победы на президентских выборах понадобится второй тур, должно быть ясным, что ни одной команде не удастся овладеть большинством мандатов в будущем парламенте. Теоретически, такое большинство можно получить только при победе какого-то кандидата в первом туре. Но высокая степень неопределенности электората может распылить голоса. Тогда в будущем парламенте не обойдется без договоренностей по созданию коалиции большинства. Видимо, это обстоятельство удерживает многие партии от формирования предвыборных коалиций — многие склонны к формированию коалиций после выборов. По крайней мере по части партии Дашнакцутюн, идущей на выборы со своим отдельным кандидатом и отдельным списком, такое наблюдение вполне логично. Партия желает заиметь собственную фракцию.
Такова ситуация, которая может измениться в любой день.