«В 21 веке борются при помощи технологий. Пока мы не начнем применять их, результатов у нас не будет. А принципы прав человека универсальны, эти принципы не нарушаются», – в беседе с Epress.am заявил член совета Палаты адвокатов Армении Ара Газарян, комментируя принятый парламентом на внеочередном заседании проект поправок в закон о режиме чрезвычайного положения.
В связи с пандемией коронавируса, вчера по инициативе правительства в Национальном собрании прошло внеочередное заседание с целью принятия отмеченных поправок. Законопроект предполагает наделение государства возможностью — при объявленном в связи с эпидемией режиме чрезвычайной ситуации — собирать личные данные инфицированных граждан, следить за их передвижением или устанавливать лиц, с которыми они созваниваются или переписываются, что должно упростить процесс выявления других инфицированных. Некоторые правозащитники выступили с заявлением, в котором говорилось, что разработанный правительством проект содержит противоречивые регулировки, которые создают несоразмерные с точки зрения тайны и свободы коммуникации ограничения. Отметим, что на положение утра 1 апреля число инфицированных выросло на 39, достигнув 571. Комендант уже объявил о новых ограничениях.
С учетом сложившейся ситуации собеседник отметил и загруженность полицейских, в эти дни патрулирующих улицы страны. «В Армении эпидемия — это факт. Бороться с ней числом полицейских мы не можем. Нам никогда не хватит полицейских, которые покрыли бы всю территорию Армении — каждый квадратный метр. Плюс ко всему, полицейские все еще должны бороться с преступностью, выполнять другие функции».
Собеседник отметил: в 21 веке борются при помощи технологий, и выразил убеждение, что мы не добьемся результата, пока не будет применен данный механизм: «А принципы прав человека универсальны, эти принципы не нарушаются. Весь проект построен на основополагающих принципах прав человека, неприкосновенности частной жизни.
Депутаты Национального собрания говорят, что принимать закон нельзя, так как есть риск, что данные могут быть использованы в иных целях. В таком случае в стране вообще не должны проводиться ни оперативно-розыскные мероприятия, скажем, прослушки в рамках уголовных дел, ни любые другие, при которых обрабатываются личные данные.
Руководствоваться ли нам этим или противоположным принципом, как то: принять закон, но установить противовесы нарушениям?».
В настоящее время, по словам Газаряна, весь мир движется именно в этом направлении: страны утверждают эти регулировки, прекрасно понимая, что могут быть злоупотребления, и устанавливают противовес.
«В противном случае, если мы решим не принимать проект из-за наличия рисков, мы потеряем больше, чем приобретем, потому что рисков может и не быть».
Отвечая на вопрос, учтено ли это все авторами проекта, Газарян заметил: видно, что работали эксперты в области защиты персональных данных. «Дается множество гарантий против нарушений. Это довольно хороший, сбалансированный закон».