Главная / Армения / Карабахская «власть денег приняла решение, которое ей подобает»

Карабахская «власть денег приняла решение, которое ей подобает»

В Карабахе объявили чрезвычайную ситуацию. Однако второй тур парламентских и президентских выборов (14 апреля) не отменен. Президент Карабаха Бако Саакян уверен, что эпидемиологические угрозы самого массового мероприятия будут нейтрализованы «мудростью народа», «дисциплиной» и при помощи санитарно-гигиенических мероприятий на избирательных участках. Выборы состоятся, сказал Саакян. При этом другие массовые мероприятия, такие, как послевыборные протесты, будут запрещены.

За последние дни в непризнанной республике было зафиксировано 5 подтвержденных случаев инфицирования коронавирусом. Первый случай — в селе Мирик у женщины. которая накануне голосования 31 марта вернулась из Араратской области Армении и была госпитализирована 2 апреля.

Позже вирус был обнаружен и у других членов ее семьи, один из которых голосовал в соседнем селе Мошатаге. Жители обоих сел «самоизолировались», как и Цицернаванк, уроженцы которого контактировали с инфицированными.

Другой случай зафиксирован у водителя грузовика, прибывшего из Армении: в контакт с ним вступали четверо полицейских и 14 сотрудников склада. Все они изолированы.

Затем был установлен случай заражения в Карвачаре: у доставленного в больницу гражданина было двустороннее воспаление легких. Вступавшие с ним в контакт изолированы, у 9 из них взяты пробы.

Реальная картина распространения коронавируса остается неопределенной. Первый случай был зафиксирован 7 апреля, с 8 по 11 апреля тестирование прошли всего 25 человек, подтвердилось еще 4 случая, очаг двух из них не имеет отношения к селу Мирик.

Если в Карабахе имеются иные, еще не выявленные очаги, проведение выборов может резко увеличить вероятность распространения пандемии.

О том, в какой мере к этому готова карабахская система здравоохранения, можно только догадываться. К примеру, здесь нет возможности проводить лабораторные исследования: взятые пробы отправляются в Армению. Инфицированных с выраженными симптомами также отправляют в Армению (по крайней мере, двое госпитализированы в ереванском медцентре «Св. Григорий Просветитель»). Бессимптомных носителей коронавируса не изолируют.

Epress.am попытался узнать в карабахском Минздраве, выделены ли территории для изолированных. Неопределенный ответ заставляет думать, что нет. При наличии симптомов контактировавших с инфицированными временно изолируют в медучреждениях, остальные находятся в изоляции дома.

Также неизвестно, где и как будут голосовать (само)изолированные.

Отменять выборы карабахская власть не намерена. 11 апреля Бако Саакян провел очередное совещание, чтобы обсудить «необходимость дополнительных мер для защиты здоровья населения во время второго тура».

12 апреля объявили чрезвычайную ситуацию. Установлено, что в соответствии с решением комендатуры может ограничиваться передвижение, собрания и забастовки будут запрещены полностью. Но не выборы. Министр здравоохранения молчит. Ситуацию не комментируют и чиновники из Армении. Вероятно, из уважения к самоуправлению Бако Саакяна.

11 апреля несколько десятков карабахцев снова вышли на улицу с требованием объявить чрезвычайное положение и отменить выборы.

По их мнению, для продвижения своих собственных и целей своих протеже Бако Саакян готов воспользоваться даже пандемией. Для бывшего премьер-министра, олигарха, кандидата в президенты Араика Арутюняна создана более чем благоприятная ситуация: его единственный противник во втором туре — глава МИД Масис Маилян — призвал бойкотировать голосование. При этом карабахское законодательство не устанавливает порог явки избирателей. Даже если большинство избирателей не явится на участки, выборы, тем не менее, будут считаться состоявшимися. Сразу после их проведения [выяснилось, что и незадолго до] власти вспомнят и о пандемии, объявят, наконец, чрезвычайное положение, чтобы запретить послевыборные протесты.

«Ввести режим чрезвычайного положения и отменить выборы мы требовали еще до 31 марта. Власти не прислушались. Из-за выборов в Арцахе уже есть коронавирус. В селе Мирик реально проживает 17 человек. Во время выборов там проголосовали 80 человек. Они прописаны в Мирике, но фактически проживают в различных районах Арцаха и в областях Армении. Они прибыли во время выборов и принесли с собой вирус. В Лачине сейчас закрыто несколько сел», – на митинге заявил один из организаторов, глава Революционной партии Арцаха Артур Осипян.

Оппозиционер в очередной раз призвал президента не повторять свои ошибки и не брать на себя тот же грех. «По-хорошему» он предостерег министра здравоохранения Араика Багряна о том, что ответственность за последующие события Бако Саакян, вероятно, попытается взвалить на ответственных сферы. До сих пор руководитель сферы, действительно, не сделал сколько-нибудь соответствующего ситуации заявления. Молчание министра, по мнению Осипяна, можно объяснить: «Нам известно, в какой стране мы живем. Наши министры не могут ничего сделать без приказа Бако».

Для Карабаха не в диковинку власть, подчиняющая общественную безопасность собственным финансовым и политическим интересам, говорит оппозиционер. Но последствия выборов скажутся не только на Карабахе, но и на «другой части Армении».

По крайней мере, потому, что в выборах примут участие и военнослужащие, что увеличит вероятность проникновения вируса в ВС. Так как это в том числе вопрос национальной безопасности, добавил оппозиционер, уместно адресовать его и властям Армении.

«Господин Пашинян, мы прекрасно знаем, что ради своих политических целей эта так называемая власть готова пожертвовать даже здоровьем народа. Для нас это неувидительно. Но от властей Армении мы такого не ожидаем… Это очень серьезно, господин Пашинян, и это вопрос национальной безопасности, а вы взяли на себя гарантию нацбезопасности Арцаха, что принимает и арцахский народ.

Мы ждем ваших четких и конкретных шагов. Мы прекрасно понимаем, почему арцахская власть хочет пойти на такое даже в условиях пандемии. Араику Арутюняну хорошо известно, что несмотря на раздачу с его стороны этих 50 000, через полгода люди о нем и не вспомнят. Если выборы состоятся через 1-2 месяца, — мы даже не знаем, когда будет отменен режим чрезвычайной ситуации, — снова придется раздавать деньги.

Для наших властей с одной стороны — безопасность и здоровье народа, с другой — собственные деньги. Неудивительно, что власть денег приняла решение, которое ей подобает», – сказал Артур Осипян.

В связи с заявлением премьер-министра Пашиняна о том, что в Карабахе не было революции, но не было и контрреволюции, оппозиционер отметил: тему контрреволюции внесли в оборот власти Армении: «Якобы в Арцахе готовится контрреволюция. Кто ее должен был совершать? Есть несколько напуганных генералов. Им не хватит чести… Каким доверием народа они пользуются, чтобы суметь сделать контрреволюцию? И если не было б этой темы, если на раздачу взяток Араиком Арутюняном не закрывали глаза, этот контрреволюционный кандидат не набрал бы и 14%.

Но грех, который берет на себя арцахская власть, так или иначе коснется вас, в связи с тем, что в свое время Никол Пашинян не сделал все от него зависящее, чтобы в Арцахе объявили режим чрезвычайной ситуации и предотвратили распространение пандемии. Они возьмут эту тему и начнут работать против вас, и тогда, к сожалению, вы потеряете реальную власть в Арцахе. Вы пришли к власти с помощью народа, основа вашей власти — народ, и если здесь вы защищаете Араика Арутюняна или закрываете глаза на беззакония с его стороны, на захват власти Араиком Арутюняном, эти люди будут винить и вас. Уважение, которое люди питают к вам, пропадет.

Вы говорите, что в Арцахе не было революции и контрреволюции. Но почему революции не произошло? Мы воспринимали бархатную революцию в качестве общеармянской, и если в Арцахе нет революции, значит, бархатная революция явление не общеармянское. В одной части Армении произошла революция, а на другую ее часть это не распространяется. Единственная надежда народа Арцаха, которую они связывают с революцией в Армении, на то, что она скажется и на Арцахе, что люди начнут нормально себя чувствовать и жить достойно, пропадет».