21 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров ответил на вопрос о тарифе на газ, продаваемый союзной Армении, заявив, что все дело во внутренних тарифах Армении. Общественная организация Союз информированных граждан сочла данное заявление манипулятивным и объяснила, как неполный ответ Лаврова искажает реальность.
Отвечая на вопрос журналиста Айка Халатяна о том, что «Мы, например, в Армении, в Беларуси, когда смотрим, как Россия снижает цену, даже задним числом, для стран ЕС, скажем, для Болгарии, или даже для дружественной Молдавии, где сейчас цена ниже, чем для Армении, встает вопрос: а почему в этой политике Россия не идет на такое снижение цены, экономическую помощь, в первую очередь, для стран ЕАЭС, а потом уже для других стран», Сергей Лавров заявил, что несколько лет назад цены на поставляемый в Армению и Беларусь газ были в три раза ниже международных, и сейчас не совсем правильно поднимать вопрос о ценах на газ.
«Что касается Армении, этим вопросом занимаются Минэнерго РФ и «Газпром». Но одна из проблем, которая хроническая и не решается уже несколько лет, – это внутренние тарифы в Армении, которые такие, что это затрудняет применение максимально льготных подходов к ценообразованию», — отметил глава МИД РФ, добавив, что не будет вдаваться в конкретику.
Между тем, в этом вопросе конкретика необходима, чтобы представить полную картину.
Дело в том, что российская государственная компания «Газпром Экспорт» с 1 января прошлого года продает газ на границе Армении по цене 165 долларов за тысячу кубометров. Однако на границе Армении газ у «Газпром Экспорта» покупает другая российская государственная компания – «Газпром-Армения», осуществляющая поставки природного газа в Армению. Эта компания продает армянским абонентам газ по цене от 200 до 310 долларов за тысячу кубометров (в зависимости от типа абонента).
То есть, внутренние тарифы Армении, «которые такие, что это затрудняет применение максимально льготных подходов к ценообразованию», зависят от российской государственной организации. Таким образом, Сергей Лавров манипулирует, говоря, что внутренние тарифы в Армении являются одной из проблем, «которая хроническая и не решается уже несколько лет», поскольку решение этой проблемы зависит от России. Следовательно, неупоминание «подробностей» — это нечто иное, как искажение реальности.
О газе в целом
Как мы уже отметили выше, действующий тариф поставляемого в Армению газа на границе составляет 165 долларов. Этот тариф вступил в силу 1 января 2019 года — вместо прежних 150 долларов. После этого, благодаря договоренностям, достигнутым между правительством Армении и российской стороной, стало возможно предотвращение роста цен на газ для абонентов.
Компания «Газпром-Армения», которая фактически управляет газовым рынком Армении по газовым контрактам 2013 года, 1 апреля 2020 года обратилась в Комиссию по регулированию общественных услуг с заявкой на пересмотр с 1 июля тарифа на предоставляемый потребителям природный газ.
Что касается утверждения Сергея Лаврова о том, что в свое время газ поставлялся в Армению и Беларусь по цене в два-три раза ниже рыночной, оно не совсем соответствует действительности.
Тариф на 1000 кубометров газа, поставляемого в Европу в 2014 году, действительно значительно превышал цену на газ, поставляемый в Армению, но эта разница не была больше в два или, более того, в три раза. Так, например, в январе 2014 года 1000 кубометров российского газа на границе Армении стоила 190 долларов, а в Европе — 320 долларов.
Более того, в дальнейшем, в 2015–2016гг. и с 2018 года, российский газ поставлялся в Европу по более низкой цене, чем в Армению. При этом, зимой 2018-2019 гг., когда цена на российский газ, поставляемый в Европу, упала в два раза, цена на газ, поставляемый в Армению, увеличилась на границе на 10%. Следовательно, заявления Сергея Лаврова манипулятивны, так как они отражают реальность не полностью.