В четверг, 18 июня, премьер-министр Армении Никол Пашинян провел встречу с родителями погибших в армии в небоевых условиях военнослужащих, которые долгие годы борются за раскрытие обстоятельств смерти своих детей. Предыдущая встреча состоялась в марте. Тогда родителям, почти каждую неделю пикетирующим здание правительства, премьер предложил несколько вариантов решения вопроса, отметив, что первая после революции встреча, состоявшаяся 3 июля 2018 года, и достигнутая договоренность о том, что правоохранительным органам должно быть дано поручение пересмотреть дела о смертях солдат, не дали результата.
Родители отвергли все предложенные главой правительства варианты, связанные с правоохранительными органами: они уверены, следователи, которые на протяжении лет занимались замятием дел, уничтожением и искажением доказательств, по причине личной заинтересованности и совершенных в прошлом преступлений не могут пересмотреть эти дела и обеспечить справедливое расследование. По мнению родителей, прежде всего именно этим обусловлена неэффективность предыдущего поручения премьер-министра и будет обусловлена формальность дальнейших пересмотров.
Доверяя только главе правительства, они надеялись на личную вовлеченность Пашиняна в процесс пересмотра дел. На мартовской встрече была достигнута промежуточная договоренность, предусматривающая формирование альтернативной следственной группы. Пашинян предлагал создать три рабочие группы: три адвоката со стороны родителей (адвокатов выбирают родители, оплату их услуг, сказал премьер, государство готово взять на себя) и три адвоката от премьера. Группы по очереди, условно, в алфавитном порядке или в любом другом предложенном родителями, ознакомятся с материалами дел. Составленные по результатам изучения дел доклады будут переданы лично главе правительства, который на основании этих документов заключит, что произошло на самом деле (убийство, самоубийство, несчастный случай) или, если раскрыть дело уже не представляется возможным, констатирует причины, по которым сделать этого невозможно. Если выяснится, что доказательства действительно были уничтожены или действия на этапе предварительного следствия совершались таким образом, чтобы не удалось установить правду, в отношении виновных будет начат юридический процесс.
Данное предложение премьер-министра содержало предусловие: вне зависимости от содержания окончательного заключения, родители должны принять его. Если после следствия по первым делам снова возникнет несогласие или недоверие, процесс, отметил тогда Пашинян, будет прекращен, и они совместными усилиями попытаются найти другой вариант решения — более надежный и предпочтительный.
Родители согласились. Следующая встреча должна была проходить за закрытыми дверями: без прямой трансляции и журналистов. Она была отложена в связи с пандемией коронавируса и состоялась сегодня.
По завершении встречи аппарат премьер-министра выпустил официальное заявление, в котором говорится:
— Сегодня премьер-министр Никол Пашинян встретился с родителями погибших военнослужащих.
«Уважаемые скорбящие родители, уважаемые коллеги,
наша оговоренная встреча состоялась почти на 2 месяца позже. Мы надеялись, что пандемия будет преодолена, то есть мы не хотели проводить встречу в условиях пандемии. Но так как она затягивается, и с учетом важности вопроса мы решили, тем не менее, не дожидаться преодоления пандемии и начать работу.
Мне известно, за это время работа ни на минуту не останавливалась, потому что мы договорились, что должны сформировать надежную группу, которая, по сути, должна дать ответ на вопросы, волнующие не только вас, но и нас всех, наше общество. Мы также договорились, что процесс нужно начать таким образом, чтобы в результате, каким бы ни был ответ, мы приняли к сведению этот ответ и руководствовались им. Поэтому наша договоренность заключается в том, что вы должны представить группу внушающих вам доверие адвокатов — то же самое должен сделать я, — чтобы были получены ответы на эти вопросы.
Чтобы мы не буксовали, для этой рабочей группы крайне важно, чтобы мы предоставили им возможность действовать в отрыве от имеющихся у нас мнений, убеждений и желаний. К примеру, каков один из самых больших наших рисков? Если представляющие меня люди решат, что они должны до конца защищать версию предварительного следствия, невзирая на факты, а представители родителей решат, что они, вне зависимости от фактов, должны отстаивать версию родителей. Так мы не только не решим проблему, но и усугубим ее. В результате выйдет, что мы выполнили такой объем работы, но не добились результата.
Я надеюсь, у вас есть неизменное убеждение, что для меня в этой ситуации нет ценности превыше истины. Я повторю: если в вас есть сомнение хотя бы на 0.1%, этот процесс нам лучше не начинать. Я не говорю 5, 6, 7, 1, если в вас есть сомнения хотя бы на 0.1% по поводу того, чтобы в этом процессе, кроме истины, лично для меня есть какая-то выгода, значит, начинать его бессмысленно. Я готов принять любую истину, я не знаю, чем это закончится, истина мне неизвестна, но так должен настроиться каждый из нас», — сказал премьер.
Помощница главы правительства Анна Вардапетян и представитель правопреемников погибших военнослужащих Араик Папикян представили работу, проделанную для создания совместной альтернативной следственной группы. В рамках дистанционных обсуждений был разработан график работы группы.
Будет сформирована рабочая группа, которая изучит 8 уголовных дел, в рамках каждого из которых она встретится с правопреемником(цей) погибшего военнослужащего и в результате комплексного изучения наличного материала представит премьер-министру консультативное заключение. Работы по привлечению в группу юристов продолжаются, согласована очередность рассмотрения уголовных дел.
В ходе обмена мыслями премьер Пашинян выслушал вопросы и предложения родителей касательно принципов деятельности группы. По предложению родителей, решено привлечь в группу в качестве юриста представителя правопреемников погибших военнослужащих Араика Папикяна. Стороны договорились продолжать обсуждения в рабочем порядке.