В 2018 году семнадцатилетний Михаил Жлобицкий подорвал себя в здании архангельского ФСБ. Теперь псковскую журналистку Светлану Прокопьеву судят по обвинению в оправдании терроризма.
3 июля гособвинитель попросил суд приговорить журналистку к шести годам колонии и запретить ей заниматься журналистикой в течение четырех лет. Он назвал ее преступление полностью доказанным и обратил внимание на «общественную опасность содеянного».
По словам прокурора, Прокопьева «умышленно, желая наступления событий, подготовила аудиозапись [с оправданием терроризма]». «Таким образом она распространила передачи на радио и на сайте [«Эха Москвы])», — сказал представитель прокуратуры.
Защита заявила, что в двух психолого-лингвистических экспертизах, проведенных по делу, есть противоречия и что наличие признаков оправдания терроризма в публикации журналистки не доказано. Приговор должен быть оправдательным, считают адвокаты.
Оглашение приговора назначено на 6 июля.
В своем последнем слове Прокопьева заметила: “Я журналист, и в основе моей профессии лежит конституционное право на свободу слова. Оно детализировано в федеральном законе «О СМИ», который обязывает журналиста информировать общество о значимых событиях и проблемах и дает право публично высказывать свое личное мнение…
… Мне не страшно говорить силовикам, что они порою не правы. По-настоящему страшно станет, если я этого не скажу”.
Накануне в Москве у здания ФСБ прошли пикеты в поддержку Прокопьевой, участников которых задержали. Журналисты, также оказавшиеся среди задержанных, сообщали, что сотрудники полиции не давали протестующим даже раскрыть плакаты.
Ситуацию с журналисткой на Эхе Москвы прокомментировал писатель Борис Акунин, назвав происходящее поразительным актом государственного самоувечья:
«Те из вас, кто не следит за судебным процессом псковской журналистки Светланы Прокопьевой, пропускают поразительный акт государственного самоувечья, происходящий на наших глазах.
Как вы помните (а может быть, уже и не помните), в 2018 году семнадцатилетний Михаил Жлобицкий подорвал себя в здании архангельского ФСБ.
Нет, Светлана Прокопьева в этом никак не участвовала. Она всего лишь высказала в радиопередаче мнение, что причиной трагедии стала нездоровая социально-политическая ситуация в стране. Теперь Светлану хотят посадить за «публичное оправдание терроризма» на шесть лет, и прокурор заявляет, что срок должен быть не условным, а реальным.
Смотришь на это и диву даешься умищу этих людей. Они из ничего, буквально из ничего, вновь создают себе большую проблему. Надолго. Храбрая, хрупкая женщина сядет в тюрьму и станет для всего мира символом преследования журналистов в путинской России».
31 октября 2018 года анархо-коммунист Михаил Жлобицкий совершил самоподрыв на входе в здание, в результате он погиб и ранил троих сотрудников ФСБ. Он вошёл в здание управления ФСБ в Архангельске, извлёк из пакета самодельное взрывное устройство, которое взорвалось у него в руках. На фотографиях с места взрыва видно, что холл здания получил значительные повреждения — со стен была сорвана обшивка.
Фото с Эха Москвы