Генерал Оник Гаспарян с первых дней своего пребывания на посту подробно представлял премьеру военно-политическую обстановку в регионе и анализ реального боевого потенциала Армении. Об этом говорится в заявлении начальника Генштаба ВС Армении, в котором он подробно описал, как страна готовилась к неизбежной войне в Карабахе, как затем армянская сторона пыталась остановить боевые действия, а также о том, что Турция и Азербайджан всякий раз отклоняли предложения. Само послание стало ответом на обвинения в адрес военного руководства в неверном расчете своих сил и стратегических ошибках.
Назначенный на должность 8 июня, Гаспарян уже через 4 дня представил премьер-министру, а несколько позже и Совбезу, анализ военно-политической ситуации в регионе и возможности армии. На основе этого анализа генерал представил предложения по повышению уровня военной безопасности Армении. В частности, уже тогда отмечалось, что отныне противником Армении является не только Азербайджан, но и Турция.
Говорилось также, что Армения не может противостоять совместным силам этих двух государств, и нужно приложить все усилия с целью избежать войны или как минимум отсрочить ее. Предложение было принято главой правительства, однако был задан вопрос: что если избежать войны не получится?
«Я ответил, что в навязанной нам войне мы должны в максимально короткие сроки нанести противнику большие потери и заставить отказаться от дальнейших действий. Я отмечал, что нам нужно всячески избегать затяжной войны, учитывая наши ресурсы. Мы обсудили и одобрили многочисленные предложения, реализация которых должна была ощутимо поднять наш боевой потенциал: это касалось как закупок вооружений, так и военной техники, а также всестороннего обеспечения боевых действий». Тогда же был поднят вопрос создания крупных отрядов ополчения.
Избежать войны не удалось, и 27 сентября враг, при наличии многократного превосходства в силах и технике, перешел в наступление по всему периметру арцахского фронта. Армия обороны успешно отбивала все его атаки, нанося огромный урон, уничтожая большое количество живой силы и военной техники. «К сожалению, тяжелые потери несли и армянские войска».
На четвертый день войны в ходе заседания Совбеза генерал представил потери армянской стороны и оценку армейского командования. Он указал на то, что в течение двух-трех дней нужно принять меры по прекращению войны, в противном случае с такой интенсивностью боевые ресурсы Армении очень скоро будут истощены, и с каждым новым днем переговорные позиции Армении будут все более неблагоприятными.
«Все попытки остановить войну на определенном этапе, все предложения были отклонены Турцией и Азербайджаном, и нам пришлось продолжать боевые действия, пытаясь причинить врагу непоправимый урон и сесть за стол переговоров».
Столь же тяжелое для Армении соглашение о прекращении огня, пишет начальник Генштаба, было подписано в результате многостороннего анализа ситуации. Армения сделала выбор между очень плохим и трагическим. «Мы предпочли очень плохое».
«Этот день стал для меня худшим в жизни, стал личной трагедией. Но осознание того, что нам удалось сохранить большую часть Арцаха и основной боевой потенциал Армии обороны, указывает на то, что мы не имеем права быть сломленными. Нужно консолидироваться, быстро восстановить силы и готовиться к продолжению борьбы», — считает он.
Как начальник Генштаба и непосредственный руководитель войсками, говорится в послании, он несет ответственность за все удачи и неудачи Вооруженных сил.
«Нам была навязана очень жестокая война, и в неравной борьбе Армянский солдат и офицер показали способность бороться до конца и высшие морально-волевые качества. Это было настоящей Эпопеей.
Армянская нация по праву может гордиться своим солдатом, офицером и генералом».
Он убежден, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно продолжить защиту границ родины, сделать самый серьезный анализ и нужные выводы и перестроить армию, повышая ее боеготовность.