Главная / Аналитика / Деблокада вне зависимости от «предпочтений в лексиконе». Чего ждать от трехсторонней встречи

Деблокада вне зависимости от «предпочтений в лексиконе». Чего ждать от трехсторонней встречи

Встреча Пашинян-Алиев-Путин в онлайн-режиме состоится на этой неделе. Об этом накануне заявил пресс-секретарь российского президента. Уже в понедельник, 8 ноября, Дмитрий Песков пояснил, что точная дата видео-конференц-связи пока не определена, ведется работа над подготовкой переговоров.

Об этой трехсторонней встрече российская и армянская прессы, ссылаясь на анонимные дипломатические источники, сообщили несколькими неделями ранее. МИД Армении ни опровергал, ни подтверждал их, периодически заявляя о наличии обсуждений вокруг встречи, но также — об отсутствии договоренности.

Вечером 7 ноября в эфир Общественного ТВ Армении вышло интервью премьер-министра Никола Пашиняна: беседа с тележурналистом Петросом Газаряном была записана, вероятно, до заявления Пескова. Глава правительства повторял то же, о чем говорилось прежде: «В настоящее время никакой договоренности о встрече 9 ноября нет».

Что ожидается?

Ходят слухи, что на трехсторонней встрече будет подписано два заявления: о демаркации армяно-азербайджанской границы и о деблокаде.

Официально эта информация не подтверждена, но и странной ее не назовешь: стороны уже месяцы напролет отмечают необходимость как демаркации, так и деблокады. Последние заявления российской стороны прямо намекают на определенную согласованность вокруг двух этих вопросов.

Деблокада без потери суверенности

Одно из заявлений, которые должны быть подписаны, по тем же слухам, затронет разблокирование транспортных путей: откроются дороги-коридоры, в том числе — связывающие Азербайджан с Нахичеванью.

Императив деблокады был закреплен в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года. Именно обсуждению деблокады были посвящены первые послевоенные переговоры с участием глав Армении, Азербайджана и России, которые привели ко второму совместному заявлению, подготовленному лично Владимиром Путиным.

Была создана трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров. Армянская сторона — по крайней мере, на начальном этапе — выступала за перезапуск северной дороги, то есть иджеванского направления. Азербайджан предпочитал южное — Мегри: таким образом территории, перешедшие под контроль Азербайджана, присоединяются к Нахичеванскому эксклаву.

Президенты Азербайджана и Турции называют этот транспортный путь «Зангезурским коридором». Ильхам Алиев грозил, что если Армения не согласится открыть его, Азербайджан заставит силой. Армения возражала: «в коридорной логике» вопросы не обсуждались и обсуждаться не будут.

Что значит «коридорная логика» — непонятно. И хотя слово «коридор» принято применять в качестве синонима «транзитному пути», последовавшие заявления сторон указывают на то, что речь о разногласиях, связанных с подведомственностью дороги и условиями транзита.

Секретарь Совета безопасности Армении уже в конце октября говорил: в рабочей группе вице-премьеров запротоколировано, что все разблокируемые дороги останутся на суверенной территории данного государства. Ранее схожие намеки делал также вице-премьер России Алексей Оверчук.

В заявлении российского МИД от 6 ноября уже прямо говорилось: «Все участники трехсторонней рабочей группы договорились о том, что все разблокируемые и вновь создаваемые транспортные маршруты будут функционировать на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств, по территории которых они проходят».

В упомянутом интервью Пашиняна спросили о том, можно ли после этого заявления МИД РФ считать закрытым вопрос коридора.

«Эта тема была закрыта еще 9 ноября 2020 года, — ответил премьер-министр. – С другой стороны, я высоко ценю разглашение позиции России по этому вопросу. По большому счету, у России никогда не было иной позиции.

Мы должны констатировать, что разглашена также позиция Азербайджана, в которой четко говорится, что стороны об этом договорились. Я бы хотел обратить ваше внимание и на прозвучавшее накануне заявление Турции, в котором, правда, используется выражение «коридор», но говорится, что он должен быть под контролем Армении. Мы можем констатировать, что, вне зависимости от предпочтений в лексиконе, мы говорим об открытии региональных коммуникаций».

Признать границы друг друга в соответствии с советскими картами

По слухам, по одному из заявлений, подписание которых ожидается, Ереван и Баку признают границы и территориальную целостность друг друга на основе советских карт 1920-х годов. Это, в первую очередь, предполагает делимитацию и демаркацию государственной границы.

В последний раз подобное происходило в 20-х. На неизбежность делимитации указывали заявления сторон последних нескольких месяцев. Эта тема пошла в повестку еще в мае, когда азербайджанские ВС, согласно армянской стороне, проникли на суверенную территорию Армении и закрепились на глубине нескольких километров. Азербайджан ответил, что лишь занял позицию на своей территории. Так как армяно-азербайджанская граница не демаркирована, нет четкого определения того, где заканчивается территория одного государства и начинается территория другого. Предложение о лимитировании и расчерчивании границ не заставило себя долго ждать: в пользу начала делимитации высказалась Россия, затем — другие страны, имеющие то или иное отношение к процессу. Начало процесса — в повестке обсуждений последних месяцев: и Армения, и Азербайджан заявляют, что выступают за, обвиняя друг друга в затягивании.

В конце октября Путин конкретизировал: делимитация будет производиться на основе советских карт, которые хранятся в Генштабе российской армии,«и здесь, конечно, без участия России невозможно ничего сделать».

«Это не значит, — в свою очередь, заявил Пашинян, — что в Республике Армения нет образцов этих карт». При этом он, правда, подтвердил: Россия будет выступать в качестве посредника.

Несколькими днями позже Секретарь Совбеза Армен Григорян пояснил, что первый процесс демаркации советских лет начался именно в 20-х (1926-1927) и завершился в 1929 году. «Полученные впоследствии карты основывались на карте тех лет. Единственная карта, имеющая правовую основу, — карта 20-х годов».

По словам Пашиняна, упомянутые карты если не на 100, то на 99 процентов совпадают с  границами, предусматриваемыми законом об административно-территориальном делении.