Президент Армении спустя почти четыре года после избрания ушел в отставку, о чем сообщил в распространенном вечером 23 января заявлении, в котором, в частности, сделал два наблюдения: «мы в кризисе» и «президент не обладает необходимыми инструментами для воздействия на коренные процессы во внутренней и внешней политике в нынешних сложных для страны и нации временах».
«В результате крупных геополитических перемен в начале 1990-х у нашего народа появилась большая возможность создать свое независимое государство. Наша миссия заключалась не в замене одного флага другим, а в том, чтобы построить страну, которая спустя столетия снова будет обеспечивать безопасность, прогресс и процветание армян.
Подчеркиваю: основной смысл существования независимого государства заключается в способности взять на себя и нести ответственность, когда мы сами осознаем, что только мы — как единый организм — являемся творцами собственных побед и виновниками своих неудач.
Воодушевленный исторической возможностью, я, как и многие мои соотечественники, посвятил себя этой миссии. По разным причинам на том или ином этапе активность моего участия менялась, но я не переставал верить в наш окончательный общенациональный успех. Именно это и стало основной причиной, по которой я принял предложение занять должность президента Армении.
Принимая это важное решение, я исходил из сделанного мне предложения, согласно которому новый президентский институт будет наделен инструментарием и возможностями для воздействия на экономическую и инвестиционную политику, отношения с Диаспорой, а также продвижение общенациональных интересов на международной арене и формирование нового сознания и высокотехнологичной среды.
Через какое-то время произошли события апреля-мая 2018 года… [смена власти в результате массовых акций протеста против премьерства Сержа Саргсяна, отсидевшего на тот момент два президентских срока — ред.]
Может возникнуть вопрос: почему я не подал в отставку тогда? Ответ очевиден: по причине ответственности, которую я на себя взял, заняв должность президента Республики. Я обязан был сделать все от себя зависящее, чтобы исключить дальнейшее углубление внутреннего раскола, возможные столкновения, которые могли привести к крайне негативным последствиям. <…>
Снова может возникнуть вопрос, почему президент не сумел повлиять на политические события, которые привели нас к нынешнему общенациональному кризису. Причина снова очевидна: недостаток соответствующих инструментов, которыми любое государственное должностное лицо наделяет один документ — Конституция. Корни некоторых важных проблем кроются именно в действующем Основном законе.
У нас сложилась парадоксальная ситуация, когда Президент вынужден быть гарантом государственности, фактически не имея никаких реальных инструментов. Конституция также предполагает преобладание одного института над другим и создает препятствия для участия выдающихся профессионалов из Диаспоры в управлении государственными институтами исторической Родины.
Мы — парламентская республика по форме, но не по содержанию. Смысл моего предложения был не в том, чтобы перейти от одной формы правления к другой (от парламентской к полупрезидентской или президентской), а чтобы создать государственную систему на основе принципа сдержек и противовесов. Без этого трудно говорить о значительных достижениях, поскольку прогресс и успех возможны лишь в условиях предсказуемой и гармоничной системы.
Я рад, что создана Комиссия по конституционным реформам, за что выражаю Правительству благодарность. Надеюсь, что в конце концов конституционные изменения произойдут, и следующий Президент и институт Президента смогут работать в более сбалансированной и систематизированной среде.
Мы живем в своеобразной действительности, в которой Президент не может влиять на вопросы, касающиеся войны и мира.
Действительности, где он не может наложить вето на те законопроекты, которые считает нецелесообразными для государства и народа.
Действительности, в которой возможности Президента воспринимаются не как преимущество для государства, а рассматриваются различными политическими группами как угрожающая им опасность.
Действительности, в которой Президент не может использовать существенную часть своего потенциала для решения системных внутри- и внешнеполитических проблем.
Действительности, где мир находится в зоне постоянной турбулентности, однако Президент не имеет конституционных инструментов, чтобы помочь своей стране.
Действительности, в которой глава государства и порой даже его семья становятся мишенями для нападок со стороны различных политических группировок. Последние не столько заинтересованы в достижениях института Президента во благо страны, сколько в моем прошлом, во всевозможных теориях заговора и мифах. Эта «озабоченность» в отношении моей личности стала выходить за грани морали, в конечном итоге негативно сказавшись на моем здоровье.
Я очень долго размышлял и решил подать в отставку с должности Президента Республики Армения после почти 4-х лет активной работы.
Это решение совершенно не эмоциональное и исходит из определенной логики.
В нынешние сложные для страны и нации времена Президент не имеет необходимых инструментов для того, чтобы повлиять на фундаментальные процессы во внутренней и внешней политике.
На этом трудном для нашего государства этапе, когда необходимо всенародное единство, институт Президента не должен становиться объектом сплетен и теорий заговоров, тем самым отвлекая внимание общественности от важнейших проблем.
Сегодня, как никогда ранее, необходимы осмысленные, тщательно продуманные, взвешенные и содержательные действия. Иначе мы — армяне всего мира — не достигнем цели нашей миссии и окажемся на обочине истории.
Мы больше не имеем права на ошибку.
В заключение хотелось бы выразить особую благодарность нашим гражданам и соотечественникам из Диаспоры за то, что в этот тяжелый для страны период проявили твердость духа, выдержку, терпение и мужество.
Особая благодарность солдатам и офицерам нашей храброй армии. Преклоняюсь перед семьями героев, отдавших свои жизни во имя Отечества.
Также благодарю всех сотрудников Аппарата Президента Республики и моих партнеров в государственных органах за эффективную совместную работу».