«Правительство должно предоставить застройщику другую территорию или выкупить эту», — уверены сотрудники Института тонкой органической химии РАН Армении. Они продолжают протестовать против строительства по соседству с Институтом многофункционального комплекса. Кроме того, владелец забетонировал вход и выход потока воды из бассейна, существенно снизив уровень безопасности Института. Как отмечает застройщик, иностранные инвестиции — для «соответствующего экостандартам» жилого комплекса — составляют 10 миллиардов драмов, появятся более 100 новых рабочих мест, будет построена подземная автостоянка на 200 автомобилей. Однако дело в том, что строится комплекс на территории бассейна, прежде принадлежащего Научно-технологическому центру органической и фармацевтической химии. Сотрудники Института собрались в четверг перед зданием правительства.
Фото с акции протеста 29 июля 2021г.
В 2007-2008гг. действующий в районе Канакер Институт органической химии, в соответствии с программой оптимизации, было решено переместить: теперь он находится по адресу Азатутян 26.
«После войны, в 97-98 годах, наша дирекция, из-за нехватки средств, передала территорию бассейна Мэрии, чтобы обеспечили уход. По каким-то причинам в 2006 году ее отдали под ведомство общины, территория была отчуждена, продана неизвестному лицу. После этого ее несколько раз перепродавали, в 2019-м хозяином значилось ЗАО Green property development, которое хочет построить на территории бассейна многоэтажное здание.
Это — территория нашего Центра, вот документы 2008 года, — говорит директор, показывая бумаги. – По государственной программе, построили жилые здания академических институтов. Мы согласились: работам нашего Центра это не мешало. Здесь есть филиал Следственного комитета: это одно из наших шести трехэтажных зданий. Одно взяла свободная фармацевтическая компания, которая еще как-то с нами перекликается. А здесь расположен бассейн, где должно быть построено это здание <…>. Изначально хотели строить два 25-этажных здания, потом изменили на одно, теперь — с одной стороны 8-этажное, с другой — 12.
Кроме того, вокруг бассейна была зеленая территория: вот эта отмеченная синим территория была отчуждена государством, но владельцу пока не отдана, не продана <…>. Естественно, им нужно вспомогательное пространство для этого здания. Хотят построить автостоянку. Представьте, до наших филиалов остается 20 метров.
На отмеченной зеленым территории находится нынешняя Телеком Армения, которая тоже хочет территорию — до вот этих жилых домов, где находятся наши филиалы.
Эту помеченную зеленым часть хочет федерация по какому-то пауэрлифтингу.
За всей это территорией вместе с садами ухаживают всего двое садовников, поэтому все, увидев ее, говорят «необработанная территория, отдайте нам, вы не можете за ней ухаживать». Нам удавалось следить за ней своими силами, да и теперь выглядит она очень хорошо».
Отвечая на вопрос о помощи государства, директор отметил, что они довольствовались финансами Центра.
«Сейчас Институт сотрудничает с компаниями из Швейцарии, Саудовской Аравии, часть этих средств даже направляли на тот же уход.
Продукт, который мы производим, годен для обеих этих фирм. Но о том, что ради двух копеек можно лишиться действительно бесценной для Армении структуры, никто не говорит, — в свою очередь, заметил другой участник протеста. — Подобного органа, с учетом его инфраструктур, в Армении просто не могут построить. В советские времена было построено всего три таких института — в Риге, Москве, Ереване <…>.
Речь всего о 10 миллионах долларов, которые, поверьте, несовместимы с тем, что мы потеряем.
У нас нет проблем с застройщиком: у нас проблемы с позицией правительства. Оно должно в корне изменить свое отношение к науке.Им удается шантажировать правительство, указывать на инвестиции в 10 миллионов долларов и грозить «не разрешите — обратимся в арбитраж».
Очередная встреча с министерством образования, науки, культуры и спорта состоялась три дня назад: вопрос в том, что «все это находится в компетенции Мэрии и Комитета по градостроительству».
«Министерство говорит «нельзя», Академия говорит «нельзя», Комитет по науке говорит «нельзя», но нет, как же так, «на нас же в суд подадут».
Представитель застройщика сказал: по закону, это наша территория, поступят, как пожелают, она, мол, за пределами Института химии…»
Говоря о том, чего именно в сложившейся ситуации можно требовать от Кабмина, протестующий подчеркнул: что правительство должно предоставить застройщику другую территорию, либо — вернуть нынешнюю.
«Это следствие незаконной сделки 2007 года. Правда, в 2019 году покупает некто, кто, с точки зрения закона, считается добросовестным, но имеет место череда незаконных сделок. Теперь уже — на фоне шантажа: откажете — подадим в суд.
Они всего лишь пришли, сделали буровые скважины, георазведки провели, чтобы потом получить или не получить разрешение на строительство. Но все это время только из-за шума работать уже было невозможно. Представляете, сколько они станут бурить для автостоянки (причем, подземной) <…> А у нас есть работы, которые нужно совершать в чистоте».