Главная / Аналитика / Обращение к американским левакам — из-под бомб

Обращение к американским левакам — из-под бомб

US-plaining – это мало. Западным левакам: о ваших и наших ошибках

Живя в постсоветском мире, мы многому научились у вас. Под «мы» я имею в виду разрозненных, слабо организованных коммунистов, демократических социалистов, левых анархистов, феминисток и активистов из Киева, Львова, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга и других мест, ныне переживающих ужасы войны и полицейского насилия. После того, как наша марксистская традиция застыла, деградировала и маргинализировалась, мы начали читать комментарии к «Капиталу» на английском языке. После распада Советского Союза мы опирались на ваш анализ американской гегемонии, неолиберального поворота в формах накопления капитала, западного неоимпериализма. Мы также вдохновлялись западными социальными движениями — от альтерглобализма до антивоенных протестов, от Occupy до BLM.

Мы ценим ваши попытки теоретизирований по поводу событий в нашем уголке мира. Вы точно отметили, что США помогли разрушить демократические и экономически прогрессивные варианты постсоветских преобразований в России и других странах. Вы правы в том, что США и Европе не удалось создать безопасную среду, охватывающую Россию и другие постсоветские страны. Наши страны уже давно находятся в ситуации, когда приходится приспосабливаться, идти на уступки, соглашаться с унизительными условиями. Вы выражали сочувствие, граничившее с романтизацией, а мы иногда и потакали этому.

Однако сегодня, когда происходят обстрелы Харькова, мы видим ограниченность перенятой у вас науки. Это знание сформировалось в условиях американской гегемонии, натолкнувшейся на русские кроваво-красные линии. США уже неспособны насаждать собственные интересы России и Китаю, противостоять им военной силой, а их экономические рычаги становятся все слабее. Несмотря на высказанное многими из вас мнение, Россия перестала реагировать, приспосабливаться и идти на уступки. Она получила свободу и готова изменять окружающий мир. Российский инструментарий отличается от американского, его природа не гегемонична, ведь опирается не на «мягкую» силу и экономику, а именно на грубую силу. А грубая сила — это мощный инструмент, как видно из поведения США в Латинской Америке, Ираке, Афганистане и во всем мире. Россия переняла силовую инфраструктуру американского империализма, не сохранив гегемонического ядра.

Впрочем, подобная имитация не означает зависимости. Россия стала автономным агентом: ее действия определяются собственной внутриполитической динамикой, последствия этих действий теперь противоречат западным интересам. Россия меняет мир вокруг, навязывает свои правила, подобно тому, как это делали США, хотя и другими способами. Чувство дереализации, которое разделяют многие корреспонденты — «это происходит не с нами» — навеяно тем фактом, что российские военные элиты могут навязывать иллюзии, превращать их в бесспорные факты, заставлять других принимать их против воли. Эти иллюзии не определяются США или Европой, это не реакция, это творение.

Столкнувшись с «тем, что невозможно представить», я наблюдаю, как западные левые делают то, что им лучше всего удается: анализируют американский неолиберализм, экспансию НАТО. Но этого маловато, ведь это никак не объясняет мир, который появляется на руинах Донбасса и главной площади Харькова. Мир невозможно исчерпывающе описать чисто как формирующийся действиями США или реагирующий на них. Мир идет своими дорогами, и именно США и Европа во многих сферах находятся в режиме реакции.

Итак, меня поражает, что, говоря о трагических процессах в нашем уголке света, вы сводите их к реакции на деятельность собственных правительств и бизнес-элит. От вас мы узнали о НАТО и США все, но это знание нам уже мало чем пригодится. Возможно, США и нарисовали схему этой настольной игры, но теперь другие игроки перемещают фишки и дорисовывают красным маркером собственные контуры. США-центрические объяснения устарели. Я читал все написанное и сказанное левыми об обострившемся в прошлом году конфликте США, России и Украины. Большинство этих комментариев были ужасно оторваны от реальности, даже хуже мейнстримных объяснений. Прогностическая сила таких комментариев была нулевой.

Я не пытаюсь обвинять западных левых в этноцентризме, скорее хочу указать на ограниченность их перспективы. В тумане войны и в стрессе лучшей перспективы я предложить не в состоянии. Чтобы понять, какова теоретически наша ситуация, я призвал бы прислушиваться к мнениям отсюда. Перспектива USплейнинга [по аналогии с «менсплейнингом»] в этом случае не так полезна, как вы о ней думаете. Нам также нужны силы, чтобы выйти из руин восточного марксизма и колонизации западного. Мы оступаемся на этом пути, и вы можете винить нас в национализме, идеализме, провинциализме. Учитесь на этих ошибках: теперь вы также гораздо провинциальнее и сталкиваетесь с искушением прибегнуть к упрощенному манихейству.

Перед вами стоит задача реагировать на войну, которую ваши страны не ведут. Учитывая все теоретические тупики, очерченные выше, простого способа сформулировать антивоенный месседж не существует. Вполне понятно только одно: вы можете помочь справиться с военными последствиями, оказывая помощь беженцам из Украины, независимо от цвета кожи или паспорта. Вы можете оказывать давление на правительство, чтобы оно отменило внешний долг Украины и оказало гуманитарную помощь.

Не позволяйте «сырым» политическим позициям заменить собой анализ ситуации. Предостережение о том, что главный враг находится в вашей стране, не должен превращаться в ложный анализ межимпериалистической войны. На этом этапе призывы к роспуску НАТО или, наоборот, принятию туда новых членов, не помогут погибающим под бомбами в Украине и в тюрьмах России и Беларуси. Размахивание пустыми лозунгами вредно как никогда. Клеймить украинцев или россиян фашистами означает усугублять проблему, а не работать над ее решением. Вокруг России возникает новая, автономная действительность, разрушительная действительность, действительность жестоких репрессий, действительность, где приобретает очертания ядерный конфликт. Многие из нас не учли тенденции, приведшие к такому положению. В тумане войны мы неспособны четко разглядеть очертания нового мира. Американский и европейский миры тоже его не видят.

В такой действительности у нас, постсовестких левых, будет несравнимо меньше организационных, теоретических и просто жизненно важных ресурсов. Без вас мы едва выживем. Без нас вы приблизитесь к пропасти.

Володомир Артюх, оригинал на Спільне