Появился новый сайт «Психологи Армении». С первого взгляда — ничего странного. Но глянем еще раз.
Известно, что после начавшейся в Украине войны в Армению прибыло множество россиян. Переселение, смена постоянного места жительства, приспособление к новым условиям, ощущение неопреленности будущего на эмоциональном уровне могут создать сложности, люди могут сталкиваться с экзистенциальными проблемами, могут нуждаться в специалисте по психическому здоровью и ДОЛЖНЫ иметь возможность обращаться к соответствующему специалисту.
Однако сайт избрал крайне однозначное название, создающее впечатление, что там собрались психологи Армении или что именно там психологи Армении и собрались. Довольно претенциозное название, не так ли? Учитывая, что речь о российских специалистах, которые (временно) оказались в Армении. Я, конечно, могу предложить разные названия. К примеру, «Работающие в Армении российские специалисты», «Русскоязычные специалисты», «Психологические услуги для лиц, прибывших из России в Армению» и так далее. Можно было даже довольствоваться открытием страницы в Фейсбуке. Но зачем делать так, если нет никаких препятствий и имеются все удобные условия для создания сайта под названием «Психологи Армении». А никаких препятствий нет благодаря иерархическим отношениям, годами укреплявшимся между Арменией и Россией: к сожалению, отношения эти настолько интернализированы среди создателей сайта и занимают такое пространство, что в них не остается места для рефлекции и обсуждения с армянскими коллегами.
Делясь со мной информацией о сайте, один из участников инициативы говорил, что сайт создан для продвижения специалистов и предоставления потенциальным пациентам возможности выбора. Я работаю в Армении практическим психологом. Армения — маленькая страна, где межличностные отношения строятся иначе, чем в крупных странах или городах. Один из способов — «поинтересоваться» и «навести справки». В этой же логике пациенты находят своих специалистов. Примерно таким образом происходит продвижение. Что касается «возможности выбора», складывается впечатление, что до создания сайта в Армении возможности выбора у пациентов не было.
Ну, да, в колониальной установке такой «бред» имеет место (как бы это ни походило на постановку диагноза): ты всегда первый, первооткрыватель, до твоего появления в этой местности ничего не было, не работало, люди существовали, потерянные, а ты пришел указать им верный путь, спасти от невежества и отсталости.
«Как поступить?», «что делать?»: постоянно ведутся разговоры про общение с «русскими», люди пытаются понять, как соотноситься с «русским» — на улице, на работе, во дворе, в подъезде, в кафе, в банке… Есть стремление к сверхобобщению, желание найти всеобъемлющее решение. Вопрос, конечно, не в «русских», а в конкретном поведении, которое мы наблюдаем не в первый раз: в конце концов, у нас также были энтузиасты из армянской Диаспоры, европейские добровольцы, американские меценаты, имеется опыт отношений с различными общественными организациями, мы наблюдали различные учредительные проекты, проекты освоения, когда от твоего имени, но якобы для тебя и, конечно, без тебя. Задача в том, чтобы противиться этому отношению, этой установке, создающей подчинение, иерархические отношения — вне зависимости от национальности.
Работающий в Армении практический психолог