Голод не был следствием стихийного бедствия или неурожая, он стал результатом целенаправленной политики большевистского режима. Путем насильственного изъятия продовольствия, блокады сел и целых районов, запрещения выезда за пределы голодающей Украины, свертывания сельской торговли, репрессий против несогласных тоталитарная система создала для украинцев условия, несовместимые с жизнью. При этом Советская власть умалчивала факт голода. Как в ходе конференции в Ереване заявил временный поверенный в делах Украины и Армении Денис Автономов, многие свидетельствующие о тех событиях документы были намеренно вывезены в Россию, которая тщательно их скрывает.
В преддверии последней субботы ноября — дня памяти жертв геноцида украинского народа, Голодомора, в Ереване под эгидой посольства Украины и Федерации украинцев Армении состоялась конференция с участием украинских дипломатов и местных общественных деятелей. Участники конференции говорили о пережитой Украиной в 1932-1933 годах трагедии, унесшей жизни миллионов человек, и необходимости обоюдного признания странами Голодомора и Геноцида армян.
«Признание Голодомора геноцидом для государства армян абсолютная необходимость, потому что без этого мы не имеем морального права ожидать всемирного признания Геноцида армян. Именно Украина является для европейски мыслящих армян ориентиром борьбы против империализма и колониализма, от которого страдают наши народы», — заявил режиссер, сопредседатель Европейской партии Армении Тигран Хзмалян.
Сверхзадачей он назвал разармянивание Армении и разукраинивание Украины:
«Когда в Кремле сейчас говорят «ведь не одни только украинцы умирали»… Дело в том, что это ведь, собственно, и было задачей: уничтожить саму идею национальности. И если убивали русских, это делали для того, чтобы они перестали чувствовать себя русскими. И поэтому сейчас, когда мы слышим в Ваш адрес лицемерные восклицания «мы же один народ!», так если вы один народ, как же вы можете отрицать массовое убийство части вашего народа? Именно потому, что вы его отрицаете, вы и не есть один народ».
По словам политолога Рубена Меграбяна, борьба за признание Голодомора геноцидом – не только акт восстановления справедливости, но и решение очень важной задачи: обеспечения гарантии неповторения.
«Я считаю важным сегодняшнее мероприятие, которое проходит не впервые, но впервые в публичном месте. Сейчас оно проводится в центре армянской столицы – и это тоже политика. Это начало процесса выработки политики армянского государства в отношении этого трагического исторического события.
Для меня очевидно, что это был задуманный и осуществленный государством, госслужащими, под контролем государства, акт государственного террора в отношении украинского народа, имеющий целью сломить дух, волю к сопротивлению и подчинить имперской воле именно тот сегмент украинства, который является носителем сопротивления», — заявил эксперт.
Советский диссидент, лидер Объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян впервые услышал о Голодоморе, будучи политзаключенным, от сокамерников-украинцев: «Мне было тогда 20 лет».
«Основной аргумент противников признания Голодомора заключается в том, что подобное происходило не только в Украине и не только с украинцами. У меня есть контраргумент: таким же образом можно сказать, что не было Холокоста, потому что пострадали не только евреи, но и немецкие антифашисты. Но это же глупо.
Русские могли бы сказать – как это делают порядочные русские, — что, да, Голодомор прежде всего носил антиукраинский характер, но были жертвы также и в других регионах. А у них другая позиция, которая, к сожалению, может стать фундаментом для повторения этих же преступлений», — заявил Айрикян.
Помнить о Голодоморе, как о международном преступлении, добавил он, необходимо не только из уважения к памяти жертв, но в том числе исходя из стратегического отношения к собственному будущему.