Кремль пытается использовать бывшего президента Армении Роберта Кочаряна и Карабах, как в свое время использовали Аджарию против Саакашвили. То есть вокруг Кочаряна формируется оппозиция новому режиму, и все красные линии пройдены. Так считает Тигран Хзмалян, режиссер и сопредседатель Европейской партии Армении.
Окончательное решение о назначении генерального секретаря ОДКБ будет принято на совещании Совета министров иностранных дел 22 мая в Бишкеке. Почти с уверенностью можно сказать, что пост займет представитель Беларуси Станислав Зась. Почему Пашинян уступил в этом вопросе? Означает ли это лишь то, что он перестал быть для него важным? Или он выторговал что-то у России взамен?
Хзмалян: Я думаю, и в Минске, и в Ереване, и во всем мире есть понимание того, что ОДКБ – это чисто церемониальная и формальная организация, которая, конечно, к коллективной безопасности никакого отношения не имеет. И поэтому для части общества было не очень понятно, зачем Пашиняну было настаивать на сохранении этого поста в течении всего года. Предыстория известна.
Я полагаю, что в какой-то момент он скорее всего играл на стороне Москвы против Минска. Мы понимали, что Путин использует ОДКБ как рычаг, в том числе и для давления на Минск, и потому попытки Лукашенко получить этот пост нам представлялись не только игрой двух честолюбий, а еще и попыткой обезопасить, отчасти хотя бы, Беларусь от поползновений империи.
То, что Пашинян теперь уступил, может означать действительно одно из двух. Либо ему это уже не интересно, потому что проходящий сейчас в Ереване судебный процесс над любимцем Путина, вторым президентом Кочаряном, которого Москва всячески пытается вытащить из тюрьмы, может означать, что проведена красная линия, и в этом смысле Пашиняну уже не так важно иметь этот символический пост в ОДКБ. Либо же все сложнее. Я думаю, ближайшие дни покажут.
— А насколько изменилась в последнее время в Армении внешняя политика? Некоторые эксперты говорят про то, что она стала даже еще более пророссийской. Вы согласны с таким мнением?
Хзмалян: В данном случае первое впечатление обманчиво. Мы видим, что идет скрытая борьба под ковром, и правительство Пашиняна долгое время шло на любые уступки ради сохранения стабильности и продолжения реформ. Мне придется второй раз вернуться к теме ареста Роберта Кочаряна. Дело в том, что сейчас Москва пытается использовать Кочаряна и Карабах, как в свое время использовали Аджарию против Саакашвили. То есть вокруг Кочаряна формируется оппозиция новому режиму, и все красные линии пройдены. Они уже не скрывают того, что они пытаются сделать Карабах форпостом российского влияния, и возможно, сейчас некоторые маски будут сброшены. Я полагаю… Во всяком случае мне хотелось бы в это верить, что армянское правительство перестанет лицемерить и поставит вопросы внешней политики со всей прямотой, потому что игры на путинском поле угрожают суверенитету Армении. Я думаю, мы в ближайшее время станем свидетелями резких изменений.
— И это будут изменения в сторону России?
Хзмалян: Наоборот, это будут изменения в сторону евроинтеграции. Потому что все уже возможные уступки были сделаны, и это не привело ни к чему. Москва по-прежнему торпедирует любые попытки реформ, Москва по-прежнему шантажирует Ереван, и она абсолютно не доверяет Пашиняну. Если Пашинян пытался развести Путина или уступками добиться каких-то преференций, сейчас это уже понятно – это не проходит. Москва уже не скрывает своего раздражения Пашиняном, так называемой бархатной революцией и просто старается привести к власти старый режим в лице не Сержа Саргсяна, который парадоксальным образом сейчас играет в пользу Пашиняна, а второго президента, который в свое время Армению всю и продал за очень небольшую сумму России – за 200 миллионов долларов было продана практически вся экономика. То есть это был такой щедрый подарок.
— Почему настолько важен этот суд, который идет над бывшим президентом Робертом Кочаряном?
Хзмалян: Если очень кратко, то из трех бывших президентов Армении, так как мы сейчас стали парламентской республикой и главным у нас является премьер, а именно Пашинян… Из трех предыдущих президентов наиболее пророссийским был Кочарян. Он практически уступил России экономику, политику, систему безопасности, энергетику, то есть практически весь суверенитет Армении. То, как он пришел к власти, – это была генеральная репетиция прихода КГБ к власти в России. За два месяца до отречения Ельцина, в Армении 27 октября 1999 года произошел государственный переворот, террористический акт в парламенте, во время которого были убиты премьер, спикер парламента, министры. Именно благодаря этому перевороту Кочарян пришел к власти. Сейчас мы уже понимаем, что это был переворот, инспирированный российскими спецслужбами. Следующие 10 лет – это были 10 лет безраздельного возвращения России, а именно Путина, и контроля над Арменией, из-под которого мы пытаемся выползти хотя бы сейчас. Поэтому суд над Кочаряном так важен для нас, для того, чтобы Армения восстановила свой суверенитет.
Источник Белсатtv