Главная / Армения / Командир погибших и плененных солдат не признает свою вину

Командир погибших и плененных солдат не признает свою вину

9 июня в Ереване началось следствие по делу Ишхана Ваганяна, командира батальона одной из воинских частей, командира младшего офицерского состава. Согласно обвинению, в ходе 44-дневной войны в Карабахе (во время наступления противника) Ваганян забрал единственное средство связи и бежал с поля боя, оставив на позиции призывников: 16 военнослужащих погибли, 7 попали в плен, 6 получили ранение, 1 до сих пор считается пропавшим без вести.

В суд прибыли также пострадавшие: это родственники погибших, а также военнослужащие, остававшиеся в окружении на протяжении 70 дней, и их родители.

Согласно зачитанному на заседании обвинению, 9 октября 2020г. майор, командир солдат срочной службы и младшего офицерского состава Ишхан Арменович Ваганян был назначен командиром пятого стрелкового батальона соответствующей воинской части Армии обороны. 8 октября ему поступил приказ от командира военчасти АО Артура Карамяна о перемещении вместе с подведомственным ему батальоном на гору Хурхат близ города Гадрут (Карабах). 9 октября он переместился и занял позицию вместе с персоналом батальона. Около полудня 10 октября противник приступил к наступлению.

Сославшись на полученное в ходе боевых действий легкое телесное повреждение в виде слепого осколочного ранения в правую бедренную кость, он взял единственное средство связи, предусматриваемое для стабильной связи с вышестоящим командованием, и не передав никому из заместителей исполнение обязанностей, бросил персонал без надлежащего руководства и средств руководства, после чего, сев в автомобиль, самовольно покинул боевую позицию, представлявшую собой поле боя», — заявил обвинитель Геворг Аветисян.

Персонал пятого батальона (призывники), оставшись без надлежащего руководства и средства связи, поддался панике, пытался обороняться возможными способами и средствами, но в отсутствие скоординированных боевых действий и единого руководства им это не удалось.

Средств связи не было, военнослужащие не знали о том, что противник проник в Гадрут. Часть персонала батальона отступила в направлении города. Погибли военнослужащие обязательной службы Тигран Аганесян, Нарек Газарян, Арут Гараханян, Сурен Хечумян, Эрик Мартиросян, Арташес Айвазян, Айк Арутюнян, Сасун Петросян, Альберт Степанян, Самвел Самбатов, Карен Нерсесян, Гриша Григорян, Давид Адоян, Артем Мкртчян, Арман Габриелян и Рафик Саакян, попали в плен Эрик Гаспарян, Альберт Григорян, Нарек Сирунян, Эрик Хачатрян, Роберт Варданян, Карен Манукян и Араик Галстян, телесные повреждения различной степени тяжести получили военнослужащие обязательной службы Арман Армаганян, Артур Арутюнян, Николай Степанян, Давид Саакян, Арсен Айвазян, Руслан Туманян, а местонахождение срочника Артура Алексаняна до сих пор неизвестно.

Ваганяну предъявлено обвинение по части 4 статьи 375 ( Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти) и части 1 статьи 380 УК (Самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием). Свою вину Ваганяна не признал.

9 июня суд начал изучение документов по делу. Согласно одному из них, 10 октября 2020г. подсудимый получил легкое осколочное ранение в области бедренной кости, рана была обработана и через 3 дня состояние раны оценивалось как спокойное. 17 октября, однако, Ваганян перенес операцию, ему предоставили 10-дневный отпуск. 27 октября он был годен к военной службе и вернулся в воинскую часть.

Правопреемники пострадавших стали выражать недовольство с места, говорить, что Ваганян, фактически, получил царапину, за что ему даже предоставили отпуск в ходе войны. Как так вышло, что рана Ваганяна через три дня после ранения «находилась в спокойном состоянии», но 17 октября возникла необходимость в операции и ему предоставили отпуск? Родители предложили допросить и врача.

С заявлением выступил также пострадавший Арман Армаганян: после описанных событий он вместе с 5 сослуживцами 70 дней прятался в прилегающих к Гадруту лесах, был обнаружен и спасен уже после войны. Армаганян был в составе войска Ваганяна, которого, по его словам, он прекрасно знает: «Где-то числа 6 октября Ваганян получил ранение в бок, а 10-го, когда мы спускались с ущелья, он нормально ходил метрах в 10 от меня, а когда увидел КАМАЗ-ы, схватился за бок, походка стала тяжелее».

Суд изучил также протоколы распечаток телефонных номеров Ваганяна: 10 октября звонков на номер телефона командира Артура Карамяна с принадлежащих Ваганяну номеров не было. Подсудимый Ваганян заявил, что звонил Карамяну, который якобы, в свою очередь, звонил ему.

После этого атмосфера в зале накалилась.

«Вот так подлецы убили двух моих детей и еще 5000 детей», — встав с места, сказал один из родителей. Его поддержали и остальные.

Мать другого погибшего бросила в Ваганяна наручные часы, которые, не долетев до него, упали на пол.

Судья Джон Айрапетян объявил перерыв. Ваганяна вывели из зала.

Следующее заседание состоится 20 июня.

Изначально дело было отправлено в Сюникский суд общей юрисдикции: первое судебное заседание проходило в напряженной атмосфере, было принято решение о смене юрисдикции дела, переведя производство в Ереван.

фото с Hetq.am