В Национальном собрании состоялось первое заседание комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны 2020 года. Персонал повторяет состав Комиссии по вопросам обороны и безопасности. Депутаты от оппозиционных «Армения» и «Честь имею», как и было объявлено, не приняли участия в заседании: они утверждают, что действующая власть не в состоянии обеспечить объективное следствие. После заседания состоялась пресс-конференция с участием представителей власти: по большей части обсуждались причины бойкота оппозиции. Кроме того, Андраник Кочарян сообщил, что допросят и премьер-министра Никола Пашиняна. В качестве эксперта в группу приняли и бывшего пресс-секретаря Минобороны Арцруна Ованисяна.
«Пусть пригвоздят к позорному столбу, если мы поведем себя неподобающим образом. Они бы работали с включенными ведокамерами, в режиме онлайн. Мы приглашали бы всех, кого они пожелают, даже тех, кого они не хотят. Этой Комиссии будут доступны документы самой высокой степени секретности. Разве можно от такого отказываться?», — заметил председатель Комиссии.
«Индекс надежности в Армении обеспечивает не участие Артура Газиняна и Гегама Манукяна [оба из фракции «Армения»] в какой-то комиссии… Хочу констатировать, что в работах Комиссии, помимо депутатов власти, примут участие как специалисты, которые пользуются большим авторитетом в обществе, так и родители погибших военнослужащих и представители внепарламентской оппозиции», — сказал депутат от правящего «Гражданского договора» Ваагн Алексанян.
Присутствовать на заседании приглашенные — специалисты, родители погибших или внепарламентские силы — могут только в соответствии с правовыми решениями Комиссии.
Помимо прочего, в ходе пресс-конференции журналисты напомнили, что общество до сих пор не ознакомилось с докладами Комиссии, изучающей четырехдневную эскалацию 2016 года.
Андраник Кочарян («Гражданский договор») подтвердил свою позицию по поводу того, что доклад должен быть публичным: некоторые оговорки касательно огласки были у МИД и оборонного ведомства — «в связи с информацией, являющейся государственной тайной».
«Теперь стоит обсудить, не изменились ли эти оговорки, предполагаю, что многие обстоятельства изменились, и если так, я сам предложу руководству парламента опубликовать доклад полностью, в том числе — видеозаписи», — отметил Кочарян.
Он также прокомментировал вовлеченность в работы Комиссии Арцруна Ованисяна.
«Ованисян — эксперт нашей Комиссии, работает очень воодушевленно и эффективно, владеет большим объемом информации. Вы сейчас под воздействием картины, которую пытались создать вокруг Арцруна Ованисяна. В качестве носителя информации Минобороны того времени Ованисян будет представлять большую ценность на заседаниях нашей Комиссии», — заметил Кочарян.
Работы Комиссии продлятся полгода: заседания будут проходить за закрытыми дверями.