Главная / Армения / Халатность чиновников приумножает последствия трагедии «Сурмалу»

Халатность чиновников приумножает последствия трагедии «Сурмалу»

Через месяц после взрыва и пожара на ереванском ТЦ «Сурмалу» обрушилась одна из стен полуразрушенного в результате трагедии здания. За это время ее почему-то не демонтировали. С одной стороны территория была оцеплена желтой лентой, с другой — работали магазины. На некоторые из них теперь попадали камни, под завалами оказался и автомобиль Амика Авагяна.

В результате обрушения пострадали трое. Один из пострадавших пока остается под наблюдением врачей. По словам торговцев, им повезло — был нерабочий день, магазины закрыли пораньше. Под завалами могли оказаться не только товары, но и люди.

После взрыва в ТЦ многие обанкротились, потеряв весь товар: теперь у них только долги и кредиты. Правительство отказалось компенсировать убытки: «Если предприниматель не счел этот риск высоким, правительству здесь делать нечего». Среди работников ярмарки это наблюдение вызывает ухмылку: за прошедшие 30 лет владелец территории не обеспечил элементарную безопасность, а государство ограничилось констатацией нарушений.

Теперь ответственность за взрыв, ставший причиной смерти 16 человек, возлагают на торговцев, арендовавших склад: ни инспекционный орган, ни дирекция ярмарки не считают себя виновными в произошедшем.

Когда здание демонтируют, никто не знает. Испепеленная стена постройки обрушилась 21 сентября из-за ветра. Не исключено, что обрушится и то, что осталось. Никого из МЧС или мэрии на территории нет.

Прилегающие к зданию павильоны работают. В одном из магазинов корреспондентку Epress.am направили к Амику: «Машина этого парня осталась под завалами. Он взял ее недавно — в долг. Пусть хоть возместят».

Амик Авагян — чернорабочий, получает поденную оплату. Автомобилем обзавелся недавно: вечером таксует, днем работает на складах ТЦ. Мерседес пришел в негодность и до сих пор остается под завалами.

«21 числа был нерабочий день [День независимости], все рано закрылись, и мы решили пойти, расставить товары на складах. Я припарковался — здесь разрешается. Работники павильонов [на тот момент еще работавших] уже ушли домой. Пошел на склад, вернулся, а машины уже не было.

Я хочу компенсации. Никто не говорил, что здесь нельзя парковаться. Если бы сказали, мы бы не парковались. Лент тоже не было.

Машину я взял в аренду: работал и каждый месяц выплачивал по 100 000 драмов (примерно $240)», — рассказал собеседник.

Амик с утра стоит близ обломков и ждет сотрудников МЧС или мэрии.

«В машине газовый баллон. Пусть хоть придут, разберутся. Мои документы, вещи остались внутри. Сам трогать не хочу, чтобы потом не сказали, что сделал что-то своевольно, и теперь виноват.

Приходили после обрушения: сказали, что все нормально, и ушли. Сегодня позвонил и попросил прислать технику, сказали, что это здание представляет угрозу, работать там они не могут. Так если опасно, почему бы вам не прийти?».

На вчерашнем заседании правительства председатель Комитета по градостроительству говорил о необходимости сноса остова постройки. На это вице-премьер заметил, что было проведено соответствующее обсуждение, министерство по ЧС составило протоколы и отправило их в ряд ведомств, а по имеющейся у него информации, мэрия уже работает с владельцем ТЦ.

Однако протоколы МЧС о необходимости демонтажа здания составили еще 12 сентября. Но после этого ничего сделано не было.