Цифровые системы оповещения получат жертвы домашнего насилия, а применившим его придется носить электронный браслет на руке или ноге.
Прежде условия полицейского ордера, лишавшего насильника права приближаться к лицу, подвергшемуся насилию, периодически нарушались. Жертва насилия должна была доказать, что насильник продолжает преследование. Армянские депутаты считают, что новая регулировка позволит эффективно обеспечивать реализацию запрета на приближение: с одной стороны, появится доказательственная база, с другой — четкий механизм оповещения.
Это одно из дополнений к закону о предотвращении домашнего насилия: проект был представлен правительством и одобрен Национальным собранием (62 «за», 28 — воздержались от голосования).
В парламенте проект представляла замминистра внутренних дел Арпинэ Саргсян. После принятия закона министерство закупит порядка 200 соответствующих браслетов, что, по ее словам, способствует тому, чтобы система начала действовать в Армении так же, как действует в США, Канаде, Франции, Испании и в соседней Грузии.
«Действующий закон предусматривает два основных механизма защиты лиц, которые подверглись насилию в семье. Один из них — решения о неотложном вмешательстве, другой — решения о применении средства защиты. В первом случае соответствующее решение принимается служащим полиции, а во втором решение о средстве защиты принимает суд с учетом того, что оно предполагает долгосрочное вмешательство», — пояснила Саргсян.
Для обеспечения реализации данных решений «у насильника и жертвы будут установлены устройства электронного контроля, при помощи которого в компетентный орган поступит сигнал в случае приближения друг к другу или иных нарушений».
Устройства обойдутся в 560 млн. драмов. «Не многовато ли это для устранения последствий насилия?», — спрашивали замминистра оппозиционные депутаты. Только за прошлый год, отметила Саргсян, правоохранительные органы получили 1547 сообщений о домашнем насилии, 1175 человек уже стояли на учете в качестве лиц, применивших насилие. Статистика отражает только запротоколированные случаи (значительная часть жертв насилия не заявляет о нем).
«В 556 случаях насильникам сделано предупреждение, в 619 — принято решение о неотложном вмешательстве, в 6 случаях средство защиты было применено в судебном порядке», — добавила замминистра.
Член оппозиционной фракции «Армения» Гегам Назарян выразил мнение, что «90% домашнего насилия, случаев насилия между соседями связаны с наркоманией». Эту сомнительную статистику депутат попытался обосновать «личными беседами» с полицейскими.
«В течение семи месяцев 2022 года за помощью обратились 4808 женщин, ровно половина которых подверглась насилию. Побои и насилие в целом наиболее распространены (не считая Ереван) в Шираке, Котайке и Армавире. Такова картина нашей реальности», — добавил Назарян, предложив для начала установить причины.
Это дополнительная поправка к действующему закону, сказала замминистра: она нацелена на то, чтобы насильник осознал, что он не может подходить к пострадавшему от него человеку. По мнению Саргсян, это может стать достаточно эффективным средством контроля.
По данным «Коалиции против насилия над женщинами», в прошлом году вследствие домашнего насилия не стало 16 женщин: данные получены из полицейских сводок и публикаций прессы. Однако, по мнению правозащитников, реальной картины они не отражают, так как не все случаи смерти получают огласку или регистрируются в качестве следствия домашнего насилия.
В 2022г. Следственный комитет рассмотрел 960 дел о домашнем насилии, но в суд попало только 9.