Напряженная ситуация сложилась в общине Норатус Гегаркуникской области Армении: рыбаки выступили против запрета ловли сиги, после столкновений с патрульными люди вышли на протест. Задержаны 26 человек. Заведено уголовное дело, обвинение пока никому не предъявлено.
В четверг в селе было относительно спокойно, акций нет, хотя местные намерены продолжить борьбу. Если задержанных не освободят, а поднятый вопрос не будет решен, норатусцы грозят предпринять новые действия.
фауна озера vs единственное средство существования
После полудня 19 декабря на озере Севан произошли столкновения между сотрудниками водной патрульной полиции и рыболовами. Следующей ночью задержали 26 рыбаков. По некоторым данным, среди задержанных есть как минимум один несовершеннолетний (СледКом не комментирует эту информацию).
По официальной версии, 19 декабря в 12:40 порядка 200 рыболовных суден приблизились к двум кораблям, дежуращим на участке Норатуса, рыболовы в масках обругали и пригрозили находившимся в кораблях патрульным и персоналу некоммерческой государственной организации «Севан национальный парк», забросали бутылками с бензином и палками.
Согласно Следственному комитету, некоторым рыболовам удалось забраться на корабль «Севан национальный парк», «били сотрудников руками, ногами, различными предметами», украли одну из пришвартованных лодок.
Уголовное дело заведено по статьям о краже, хулиганстве, вмешательстве в законную служебную деятельность официального лица.
В места содержания заключенных доставлены 26 человек.
Пресс-секретарь Следственного комитета Гор Абрамян сообщил Epress.am, что пока никого не освободили, все 26 человек задержаны, ведется предварительное следствие, уголовное преследование еще не начато (то есть никому из них не предъявлено обвинение).
По словам сельчан, задержанным грозит штраф до 800 000 драмов. Судя по упомянутым статьям, могут быть и постановления об аресте.
«Задержали людей, которые борются за хлеб насущный. Все они — сельские ребята, это не преступники, у озера, рядом с которым они живут и в котором ловят рыбу, жили их деды. Теперь их лишают работы. Не знаю, какое обвинение им предъявят. Но если за это одного из моих односельчан должны судить и наказать, значит, я — один из них», — отметил собеседник.
До задержаний село посетил замминистра внутренних дел. Он встретился с местными жителями в Палате культуры. «Мы сказали «ладно, произошел инцидент, давайте сделаем так, чтобы избежать столкновений». Сказали, мол, если возможно, вмешайтесь, путь люди ловят рыбу хотя бы до конца года. Он сказал, что четкого ответа дать не может. Он пошел за ответом, после него наших сельчан поймали и увезли. Это было в 4 часа ночи», — рассказал участник встречи.
«Это жестоко, — сетовали норатусские женщины, собравшиеся в центре общины. — Люди мучаются, чтобы заработать две копейки. Другой работы здесь нет, что им еще делать?».
— Забрали всех молодых. Народ всю ночь не спал. Это что? Война? Заполнили село красными беретами. Патрульные, полицейские заполонили село на автобусах. Ну, поняли, сейчас сезон кладки яиц, нельзя выходить в озеро, нужно было убрать сети. Но погода не позволила. Ради чего они устроили такую войну? Пусть нам дадут время.
— Ребятам не удалось убрать сети из-за погоды.
— Как нам жить, если не ловить рыбу?
В Норатусе теперь ходят разные разговоры. По словам местных, сезон кладки яиц откроется в январе — полицейская спецоперация преследует иные цели. «Нам запрещают ловить рыбу, чтобы на Новый год они распродали то, что поймали сами».
Правозащитник Даниель Иоаннисян, участвовавший в реформе Полиции и считающий реформы проваленными, придерживается иного мнения.
«На озере Севан произошло первое водное столкновение между патрульными и браконьерами. Организованный группировки в масках сначала на суше, а затем в воде напали на патрульных, чтобы защитить свое «право» на ловлю рыбы в период кладки яиц. Дело в том, что в отличие от суши, в воде — до патрульной службы — вообще не было правоохранительного органа. До внедрения водной патрульной роты у Водной полиции было всего трое служащих и в озере повсеместно царило беззаконие», — говорится в посте Иоаннисяна.
После появления водного патрулирования полицейские, по его словам, осуществляют службу по всему озеру 24 часа в сутки, 12 месяцев в году и — в достаточном количестве.
С 25 ноября по 20 декабря ловля сиги запрещена. По мнению Иоаннисяна, запрет защищает «фауну озера». Рыбаков из Норатуса он назвал «криминальными группами браконьеров».
столкновений хотите?
Жители Норатуса зарабатывают на жизнь рыболовством — других источников дохода нет. Село живет этим с 30-х годов, говорят сельчане: «Что теперь случилось? Они стали любить нашу рыбу больше нас?».
— Если запрещают ловить рыбу, пусть придут и скажут «норатусцы, голодайте».
— Да, в одно время количество сиги сократилось, потому что раков стало больше, они не могли откладывать яйца повсюду. Количество сиги восстановилось естественным образом, сегодня ее полно. Я — рыбак. Когда спрашиваешь «чем мне заняться?», говорят «в Ереване есть вакансии рабочих, езжай укладывать бордюр за 8-10 000 драмов». Если стану ежедневно ездить отсюда в Ереван и обратно, к тому же съем в дороге пирожок, мне останется от силы 5 000 — и то вопрос. А семья будет голодать. Рыболовством я могу заработать по 10, 20, 25 000 драмов в день.
— Они не дают нам спокойно жить. Пусть заберут свои красные береты и уходят отсюда, и пускай отпустят наших детей.
— Вся наша область существует за счет этого озера. Что еще делать людям?
— Мы же не шикуем. Это вопрос пропитания. Всего лишь — куска хлеба. Это ни политический, ни какой-либо другой вопрос.
— Они хотят взять дело в свои руки. Запрещают нам ловить рыбу, чтобы распродать, что сами поймали.
Уже несколько дней ситуация в селе напряженная. На носу Новый год, рыболовы просят разрешить работать хотя бы до конца декабря.
«Я поддерживаю свой народ. Их вопросами занимаются. Вопрос обсудят в национальном парке, в Министерстве окружающей среды, Правительстве и Национальном собрании», — на встрече с жителями общины заявил избранный из Гегаркуникской области депутат от правящего «Гражданского договора» Нарек Григорян.
На вопрос сельчан, могут ли они продолжать ловить рыбу, парламентарий ответил отрицательно. «Мы установили квоты, предоставили рыболовам квоты».
Запрет на ловлю сиги остается в силе. Сегодняшним решением кабинета министров со 2 января вступает в силу 6-месячный запрет на экспорт из Армении икры сига.