Вопрос устранения из аэропорта «Звартноц» российских пограничников решен, о чем заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. Ереван и Москва не проводят обсуждений на эту тему.
Решение, отметил он, пытаются выдать за отказ от межгосударственного договора, между тем, пограничники оказались там в рамках межведомственного, а не межгосударственного соглашения.
«Цель соглашения заключалась в том, чтобы облегчить ношу армянских пограничников. Отныне в этом нет нужды. Мы поставили в известность, «брат, спасибо, помог, но Республика Армения в этой помощи больше не нуждается», — добавил Симонян в беседе с обступившими его представителями СМИ.
На вопрос журналиста, значит ли это, что в ближайшее время Армения может решить убрать российских пограничников в том числе и с границы с Турцией, он ответил: «Разговора об этом не было, это не тот случай […]. Мы должны зафиксировать следующее: России присутствие российских пограничников нужно было и нужно вдвое больше, чем Армении. Армения — независимое государство, необходимо свыкнуться с этой мыслью и осознать, что перед твой сидит твой партнер, представитель, да, небольшого, но независимого государства».
Депутат от правящей силы отреагировал также на мнения «Интернет-аналитиков». Симонян сомневается, что в случае, если Турция решит напасть на Армению, «российские пограничники смогут или станут действовать, либо защитят». Позже председатель Национального собрания пояснил — это его личное мнение.
с 1 августа
На пресс-конференции 12 марта глава правительства Никол Пашинян подтвердил: погранвойска Армении обратились к Пограничной службе РФ, выразили благодарность за службу в «Звартноц»-е, проинформировав, что «набрались достаточно опыта и навыков, чтобы осуществлять пограничный контроль в аэропорту без помощи российской стороны».
Ереван, по словам Пашиняна, не обратился к российской стороне, а поставил ее в известность о данном решении: «Отмеченный там срок — 1 августа 2024 года. С 1 августа мы будем осуществлять службу самостоятельно».
На эти заявления армянской стороны уже отреагировала представитель МИД России Мария Захарова: «Вряд ли подобные инициативы отвечают интересам безопасности Армении и ее граждан, особенно с учетом тех задач, которые плечом к плечу эффективно отрабатывали российские и армянские пограничники в течение многих лет», а продолжение нынешнего курса Еревана, на ее взгляд, может в конечном счете нанести «непоправимый ущерб нашим союзническим отношениям, создать серьезные риски для суверенитета республики, окончательно разрушить существующие действенные механизмы обеспечения безопасности страны, отразиться на перспективах ее поступательного социально-экономического развития».
незаконная деятельность
На протяжении прошедших 30-ти лет присутствие российских пограничников в международном аэропорту «Звартноц» создавало повод для правовых разночтений. Их деятельность была незаконной.
30 сентября 1992г. Ереван и Москва заключили договор «О статусе и условиях деятельности пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения». В рамках документа Армения позволяла российским пограничным войскам контролировать государственные границы с Турцией и Ираном.
Пунктом 4 статьи 4 Договора предусматривалось, что параллельно созданию собственных пограничных войск Армения должна была принять контроль над своей западной и южной границами.
И хотя свои пограничные органы уже давно созданы, армяно-турецкая и армяно-иранская границы почему-то остаются под контролем российских пограничников. Ни один из участков границы не перешел под охрану Армении.
Более того, российские пограничники стояли там и до подписания договора — скорее, по инерции, чем на каких-либо законных основаниях.
К слову, в соответствии с межгосударственным договором, подписанным 25 января 1994г., расположившиеся на границах Армении россияне на 50% финансируются из госбюджета Армении.
Присутствие российских пограничников в аэропорту Служба нацбезопасности аргументирует договором 1992г., несмотря на отсутствие в нем положений об аэропортах. В статье 3 Договора лишь говорится, что погранвойска РФ не вовлекаются в исполнение задач, не связанных с охраной граници с Турцией и Ираном (за исключением работ по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф).
В таком случае, на каком правовом основании российские пограничники действуют в международном аэропорту, периодически проверяя паспорта вылетающих и прибывших пассажиров.
У них есть доступ к Информационной системе пограничного электронного управления Армении, которая содержит данные граждан Армении и пересекающих ее границы лиц. Согласно статьям закона 27 «О защите личных данных», личные данные, включенные в том числе в ИСПЭ, могут быть переданы иностранным госорганам исключительно в случаях, предусматриваемых ратифицированным международным соглашением.
Но заключенный между двумя странами в сентябре 1992г. договор не был ратифицирован, хотя подлежал ратификации в рамках как нынешнего, так и действовавшего 32 года назад правового регулирования. Более того, данный договор не предусматривает доступ к Информационной системе пограничного электронного управления аэропорта.
На деле же, российские пограничники находились в «Звартноц»-е и до заключения договора 1992г. Все это время у них был доступ к личным данным всех, кто пересекал госграницу.
Пользуясь этим они, к примеру, похащили людей на территории Армении. Бывали случаи, когда в ереванском аэропорту въезд в Армению был запрещен лицам, объявленным в России персонами нон-грата. А недавно в аэропорту русские допросили россиянку-оппозиционерку, прибывших в Армению.
В 2016-м пророссийские источники обнародовали данные граждан, пересекших погранпункт Армении, и информацию об их транспортных средствах. Имелись подозрения по поводу того, что именно российская погранслужба и организовала утечку.
Все это, считает спикер парламента, стало возможным благодаря не межгосударственному договору, а межведомственному соглашению.
Несколько дней назад министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян прокомментировал российское присутствие в «Звартноц»-е таким образом: «Изначально участие российских пограничников в ряде пунктов, в том числе и в аэропорту, было задумано в качестве содействия молодому армянскому государству, осуществлять эту функцию планировалось до тех пор, пока Армения будет в этом нуждаться, а с появлением у нее институциональных возможностей, исполнение этой функции полностью ляжет на компетентные органы Армении».