Главная / Армения / Задержанный после теракта в Москве чеченец умер в полиции

Задержанный после теракта в Москве чеченец умер в полиции

Информацию о гибели Асхаба Успанова, задержанного после теракта в «Крокус Сити Холле», изданию «Агентство» подтвердила его мать. По данным СМИ, уроженца Чечни могли подвергать пыткам.

Уроженец Чечни Асхаб Успанов, задержанный в Москве, предположительно, в ночь после теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл», умер спустя несколько часов в отделении полиции. Об этом 1 апреля сообщило издание «Агентство» со ссылкой на его мать Таису Успанову. Тремя днями ранее о его смерти сообщил оппозиционный чеченский Telegram-канал 1ADAT.

По словам Успановой, ее сына задержали, когда он ехал на работу к жене. Где конкретно это произошло, она не уточнила. После задержания Успанов позвонил супруге: она хотела приехать к нему, но он попросил ее этого не делать. Мужчина сказал, что у полиции на него «ничего нет», однако позже перезвонил и попросил приехать за ним в отделение, сказав, что «нагрубил силовикам».

Жена Успанова, как рассказывает его мать, приехала в полицию через два часа. Там ей сказали, что «ее мужа больше нет».

Мать Успанова утверждает, что сына похоронили в Чечне, но не уточняет, как и когда ей отдали тело, были ли на нем следы пыток и какая причина смерти. Она заявила, что Успанов не мог быть причастен к теракту.

«Агентство» выяснило, что Успанов был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в строительной сфере. В базе данных системы «СПАРК» его ИП значится как ликвидированное в связи со смертью 22 марта, указывает издание.

По данным Telegram-канала 1ADAT, Успанов возвращался после работы домой, на автобусной остановке на него напали люди в масках, и он, не поняв, что это силовики, «оказал сопротивление». Telegram-канал утверждает, что во время допроса силовики сломали мужчине ребра и позвоночник, также на теле остались следы удушья и повсеместные гематомы.

1ADAT также опубликовал видео с телом Успанова после вскрытия. Голос за кадром говорит, что силовики инсценировали самоубийство через повешение, пытаясь «скрыть свое преступление». Мать Успанова сказала «Агентству», что ее сын не мог покончить с собой, так как был мусульманином.

Нападение на «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске произошло вечером 22 марта. В здание ворвались вооруженные люди и открыли огонь из автоматов, прозвучало несколько взрывов, начался пожар. По последним данным, при теракте погибли 144 человека, еще 551 человек пострадал.

После теракта в «Крокус Сити Холле» ФСБ заявила о задержании 11 человек, подозреваемых по делу. Суды уже арестовали десять человек, включая четырех непосредственных исполнителей. На заседания их доставили со следами пыток — одного из них привезли на медицинской каталке.

Ответственность за атаку взяла на себя террористическая организация «Исламское государство» (ИГ). При этом российское руководство утверждает, что к теракту якобы причастна Украина. Киев, а также западные страны, включая США и Германию, эти утверждения отвергают.

пытки

На следующий день после теракта в «Крокус Сити Холле» ФСБ заявило о задержании 11 подозреваемых, в том числе 4 непосредственных участников нападения. Эти четверо подозреваемых были доставлены в Басманный суд со следами пыток. При этом 23 марта в Telegram-каналах начало распространяться видео, как одному из подозреваемых в теракте российские силовики отрезают ухо и заставляют его съесть, а 24 марта появились фотографии того, как другого подозреваемого пытают электрическим током.

В течение многих лет правозащитники сообщали о использовании пыток в России в отношении заключенных в колониях, задержанных в отделениях полиции и срочников в воинских частях. Однако юристы отмечали, что ранее пытки никогда не выставлялись российскими властями напоказ широкой обшественности. Представительница кризисной группы СК SOS Александра Мирошникова утверждала, что российские силовые структуры «любые утечки информации о пытках старались замять, обещали провести расследование и наказать виновных».

Однако на этом фоне выделялась ситуация на Северном Кавказе. Правозащитники отмечали массовое применение пыток во время войн в Чечне обеими сторонами конфликта. После установления федеральными войсками контроля над Чечней, силовики массово пытали людей по подозрению в ваххабизме.

Александра Мирошникова отмечала, что «после терактов 1990-х и начала 2000-х у российского общества не возникало вопросов, почему с Чечней и чеченцами так поступают».

Со временем в Чечне структуры Рамзана Кадырова расширили практику пыток от обвиняемых в терроризме до более широких слоев населения. Так, резонансным случаем стало похищение модератора чата оппозиционного телеграм-канала 1ADAT Салмана Тепсуркаева, которого заставили сесть на бутылку, а после предположительно убили. Тогда видео с издавательством над Тепсуркаевым было опубликовано в чеченских пабликах.

Также пытки были распространены в аннексированном Крыму.