Российские военные разрешили адвокатам встретиться с Анатолием Щетининым, которого, по словам армянских правозащитников, похитили и доставили на территорию 102-й российской военбазы в Гюмри сотрудники Военной полиции РФ. В ходе встречи на территории военной базы изолированный мужчина сказал, что добровольно оказался в такой ситуации, «в помощи не нуждается» и «хочет вернуться в Россию». Тогда же стало известно, что российские силовики пытались вывезти его из Армении и доставить в Россию. Местные пограничники наложили запрет на его выезд.
Позже появилось видео армянского филиала российского СМИ «Спутник», в котором Щетинин рассказывает на камеру, что понял — пора возвращаться в РФ, якобы он спонтанно решил отправиться в консульство, сам вызвал сотрудников военной базы, все было сделано по его желанию: «Приехали люди с базы, они меня поняли. Меня никто не задерживал, насильно не удерживал. Все по своей воле… Я взрослый человек. Понимаю, что, возможно, придется отвечать за проступок, я этого не боюсь». Щетинин также отметил, что у него, как и у многих бывают срывы, это был один из них. «Если позволят, вину перед родиной я искуплю. Я на это готов».
По данным армянских правозащитников, Щетинин сбежал из воинской части и несколько месяцев назад перебрался в Армению. В России он обвиняется в дезертирстве.
Первым о похищении Анатолия Щетинина сообщил Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи. Накануне правозащитная организация обратилась к правоохранителям, требуя освободить незаконно удерживаемого мужчину, привлечь к ответственности его похитителей и предотвратить его насильственный вывоз из Армении. Это как минимум второй случай за последние полгода, когда российские силовики похищают человека на территории Армении, напоминают правозащитники. В конце прошлого года они поймали Дмитрия Сетракова, бежавшего с украинского фронта и отказавшегося продолжать службу. Его увезли на ту же гюмрийскую военбазу, а затем — неизвестно, как — вывезли в РФ.
Премьер-министр Армении, комментируя сообщения о похищении Щетинина, накануне заявил, что 2 дня назад гражданин пытался покинуть страну из ереванского аэропорта «Звартноц», и так как он был объявлен в розыск, вылететь ему не позвоилил, он был передан Полиции: «Так как розыск был без ареста, после какой-то процедуры человека освободили, после чего мы пытаемся установить его местонахождение».
Как пишет российская «Медуза», узнав о задержании Щетинина, утром 10 апреля на российскую военную базу в Гюмри приехали правозащитники — эксперт фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова и адвокат Центра международной защиты Нарек Акопян. Им дали пообщаться с Щетининым на улице перед медсанчастью,
на территории военной базы.
Однако россиянин сразу сказал правозащитникам, что не нуждается ни в какой помощи. По его словам, которые цитирует Асмик Новикова, он пришел в консульство, чтобы ему помогли вернуться в Россию. На выходе его ждал автомобиль российской военной полиции, в который Щетинин, как он утверждает, сел без какого-либо принуждения.
По словам адвоката, парень сказал, что не нуждается в помощи и хочет вернуться.
В своем разговоре с правозащитниками на военной базе Щетинин сказал, что за день до этого его уже дважды пытались вывезти из Армении военным бортом, но вылет не разрешили. Глава ХГА Артур Сакунц говорит, что выезд запретила погранслужба Армении. По его словам, отказ связан с тем, что в России Щетинин находится в розыске. Для того, чтобы его выпустили, необходимо разрешение министра юстиции Армении.
«Важные истории» выяснили, что Щетинину 26 лет, он уроженец Хакасии. СМИ подтвердило, Погранслужба Армении запретила ему покидать страну, так как для отбытия разыскиваемого необходимо разрешение министра юстиции Армении.
В отличие от Сетракова, Щетинина российские силовики вывезти не смогли. Местные правоохранители пока отказываются комментировать ситуацию.
На видео интервью «Спутник Армения» Анатолий Щетинин, похоже, находится на военной базе. В публикации говорится, что контрактник Анатолий Щетинин, сообщения о задержании которого российскими силовиками в Армении «вбросили в прессу прозападные НПО, на самом деле никем насильно не удерживается».
На камеру Щетинин сказал, что приехал в конце октября. После двухнедельного отпуска он понял, что «больше не может это все вывозить» и обратился за помощью психиатра.
Накануне глава Ванадзорского офис ХГА рассказал «Эху Кавказа»:
«Мы уточнили, что он родом из Хакасии, 1998-го года рождения, то есть достаточно молодой. Официальную информацию от Генеральной прокуратуры еще мы не получили, но на вопрос одного из армянских СМИ пресс-секретарь Генеральной прокуратуры сообщил, что дали ход нашему заявлению. В чем состоит этот ход и вообще какие указания даны каким органам полиции или Службы национальной безопасности — к сожалению, я не знаю. Во-первых, я хочу сказать, что информацию насчет Щетинина, что его похитили и держат на военной базе в Армении, мы получили от нескольких источников. И один из источников — который, между прочим, какое-то время жил вместе с Анатолием в Ереване в одной квартире, — что он отказник, то есть он служил в военной части и убежал оттуда, и против него было открыто уголовное дело и он был объявлен в розыск.
Но тут уже возникают другие вопросы, которые касаются армянских властей. Сотрудники военной полиции Российской Федерации, которые, естественно, не должны будут иметь полномочий за пределами военной базы. Потому что по межгосударственным договорам, которые касаются деятельности военной базы, если, допустим, военнослужащие российской базы, которые получают разрешение выйти в город, совершат какие-то деяния, то их действия будут расследовать армянские правоохранительные органы. Российские правоохранительные органы имеют право расследовать все действия, которые совершаются российскими военнослужащими на территории военной базы, а за территорией военной базы они никаких полномочий не имеют. И это предполагает, что армянские власти, в данном случае Генеральная прокуратура, четко должны указать, что любые действия, которые связаны с какими-то расследованиями, будут считаться незаконными и будут уголовно наказуемыми.
Вот этого месседжа пока я не вижу.
Хорошо, Дмитрий Сетраков ни одной секунды не находился под контролем армянских правоохранительных органов, во время паспортного контроля сразу его ФСБшник российский передал российским органам власти, то есть представителям, которые вывезли из [аэропорта] «Звартноц» в Гюмри, на военную базу. Но Щетинин находился на территории Армении, рядом со зданием консульства в Гюмри. Какого черта там вообще делали сотрудники военной полиции России, мало того, как они могли захватить человека и повезти на территорию военной базы? Я думаю, что наша основная цель сейчас — донести до Генпрокуратуры, правоохранительных органов Армении, чтобы они выполняли свои обязанности, пресекали незаконные действия российских правоохранительных органов на территории Армении», — сказал Сакунц.
см. «Спасибо, но…». Армения благодарна за незаконное российское присутствие в ереванском аэропорту
Правозащитник напомнил об Андрее Разгильдяеве, обвиняемом в убийстве женщины в Гюмри: российские военные удерживали его на территории базы, хотя обязаны были передать его армянской стороне. Он даже на судебных заседаниях не появлялся. Также Сакунц упомянул Валерия Пермякова, которому предъявили обвинение за убийство целой семьи, но он удерживался не в местных местах заключения, а на территории военбазы. Поддерживать связь с теми, кто удерживается на базе, армянские организации не в состоянии, и непонятно, как вовлекаться в эти дела, что делать адвокатам.
«Я могу только сказать, что никакого механизма мониторинга стороны армянских властей за деятельностью российской базы на территории Армении не существует. И поэтому, когда происходит фактическое похищение человека с территории Армении, и его держат на российской базе… Я не представляю, какие инструменты должны иметь армянские правоохранительные органы, чтобы выполнять свои обязанности. Они приходят на границу военной базы — и все. А там командование говорит, что не пускаем и не имеете права войти туда», — пояснил глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи.
На вопрос о том, нет ли в истории Щетинина определенной доли провокации («Москва будто специально сделала так, чтобы власть в Армении оказалась в этом сложном положении, что может быть ходом в нынешнем контексте российско-армянских проблем»), Артур Сакунц ответил: «Вполне логично и вполне ожидаемо, что Кремль будет задействовать разные инструменты, чтобы создавать в Армении неуверенность как к государству со стороны общества. Тут и проблема релокантов из России. Но это говорит о том, что власти Армении должны адекватно оценивать угрозы из Кремля не только на расстоянии, но и внутри страны».