О том, какими качествами должен обладать политический деятель, президент Армении Серж Саргсян говорил, выступая накануне в политической школе возглавляемой им же Республиканской партии. Перед тем как перейти к теме урегулирования карабахского конфликта посредством компромиссов, Саргсян сказал, что важно уметь отличать важное от второстепенного, нужно иметь гражданское мужество, без которого бессмысленно заниматься политической деятельностью.
“Ни в каком учебнике никогда вы не сможете найти решения или знания об этом. Вы должны уметь в этом гвалте (а на политическом поле часто бывает гвалт), действительно, отличать важное от второстепенного. К сожалению, наше общество сейчас находится на таком этапе, когда гвалта в самом деле много, и в этом гвалте отыскать важное, правильное — это приносит только почёт политическому деятелю. Если видите, на нашем политическом поле не так уж много долгожителей, потому что они пытаются заниматься популизмом. Популизм, возможно, хорош для определённого момента — три дня, пять, семь, пятнадцать; ладно — шесть месяцев, но, слава Богу, наше общество умеет очень быстро понимать, кто и что способен делать.
Если я каждый раз буду пытаться переместиться на тяжёлую чашу весов, это потом становится характером, и те, кто рядом, это видят. То есть, ты уже будешь, как качели, туда-сюда, и потом эти качели никому не будут нужны.
Хочу обратить ваше внимание на самое важное: политический деятель должен иметь гражданское мужество. Если этого нет, бессмысленно заниматься политической деятельностью.
Трусливые люди в политике, ну как сказать, живут не дольше бабочки, или подснежника. Но хочу, чтобы вы правильно понимали и осознавали сказанное мною. Бесстрашных людей в мире нет. Бесстрашны только идиоты. Однако, когда твоя тревога превращается в страх — вот это плохо. Когда в момент твоей тревоги, под воздействием этой тревоги меняешь свои решения, ты уже становишься трусом. Нельзя, никогда нельзя под давлением или под воздействием страха менять решения. Один из президентов Соединённых Штатов выразил очень блестящую мысль. Он сказал, что никогда не надо бояться уступок или переговоров, но никогда нельзя идти на уступки или переговоры под давлением. Кеннеди был одним из лучших президентов Соединённых Штатов, по-моему, и, я думаю, что сказанное им очень созвучно с нашей сегодняшней действительностью. Например, по той же проблеме Нагорного Карабаха мы никогда ни под каким влиянием не делаем никаких уступок. Мы готовы идти на взаимные компромиссы, но никакое давление, будь то внешнее или внутреннее, не может повлиять. В противном случае — нам пора уходить домой”, — передает слова президента его сайт.
О первостепенности решения карабахского конфликта и готовности в этом оказать поддержку нынешнему главе госудраства на съезде Армянского национального конгресса в декабре минувшего года говорил первый президент Левон Тер-Петросян.
“В вопросе решения такой общенациональной задачи, как Карабахский конфликт, все партии, являющиеся сторонниками мира и примирения, гражданские организации и интеллектуальные прослойки – обязаны выступить в поддержку властей текущего дня, независимо от питаемого к ним отношения…
Остальные политические силы – либо “неуступчивые” и “ни-пяди-земельные”, либо, не будучи таковыми, из страха быть названными предателями нации, не осмеливаются выражать позицию в Карабахском вопросе. Вопреки тому обстоятельству, что многие из «ни-пяди-земельных» не имели никакого отношения к обретению земель, а определенная их часть, по меткому выражению Варужана Аветисяна, просто греет руки на крови солдата и добровольца, их существование ни в коей мере нельзя считать чем-то из ряда вон выходящим. Такие экстремистские силы есть даже в развитых демократических странах, в том числе и в многократно упомянутом в данном выступлении Израиле. Из ряда вон выходящим и шокирующим является поведение представителей Республиканской партии и коалиционного правительства. Ни один из членов этой партии и ни одно государственное должностное лицо, кроме размазанных и скупых слов, никогда публично не выступал с четким заявлением о компромиссе. В деле подготовки общества к миру и возражения оппонентам этого они фактически покинули, оставили в одиночестве своего президента. Тогда как это должно было быть делом не Армянского Национального Конгресса, а в первую очередь их делом. Пришел момент, чтобы, наконец, осознать, что Сержу Саргсяну для достижения успеха в переговорном процессе по Карабахскому урегулированию необходимо выступить с позиций лидера, пользующегося поддержкой большинства народа, политических сил и общественных организаций, а не слабого руководителя, имеющего проблемы внутри собственной страны. А для этого нужно “патриотической” трескотней не обезоруживать его, а наоборот: поощрять его в том, чтобы сделать решительный шаг в Карабахском урегулировании. Иначе, в ходе переговоров с его аргументами никто считаться не будет”, — вчастности заявил Тер-Петросян.
Завершая то выступление, экс-президент выделил следующие исходные точки:
Без решения этой проблемы Армения и Карабах лишены какой-либо перспективы благополучия, развития и процветания: восемнадцать лет – немалый срок для понимания этого.
Иного решения, чем то, что положено на стол переговоров, не существует. В случае упущения момента следующее решение для нас будет еще худшим.
В результате урегулирования стороны не должны чувствовать себя победителями или побежденными, иначе в долгосрочной перспективе их отношения будут чреваты постоянной угрозой возобновления конфликта.
Армянский Национальный Конгресс, как уже отмечалось, кроме как выражение своего мнения, не имеет иного рычага воздействия на процесс урегулирования.
Ответственность за решение вопроса полностью лежит на правящем режиме и на политических силах, являющихся его опорой. Хотят прислушаться к нашему мнению – очень хорошо, не хотят – пусть отвечают головой.
Если наша власть будет способна достичь более выгодного, победного решения, мы только будем приветствовать это и попросим прощения у нее.
Мы в равной мере выражаем боль за бесчисленные страдания вследствие конфликта, перенесенные не только армянами, но и азербайджанцами, и искренне верим в мирное сосуществование и установление добрососедских отношений двух народов.
полный текст этого выступления — здесь