27 апреля Европейский суд по правам человека вынес вердикт по делу Сильва Асатрян против Республики Армения. Суд признал, что в местных судах было нарушено право Асатрян на справедливое судебное разбирательство. Все судебные инстанции Армении признали Асатрян виновной в покушении на убийство, положив в основу вердикта неисследованные доказательства и показания недопрошенных свидетелей. Согласно вердикту ЕСПЧ, Армения должна выплатить гражданке нематериальный ущерб в размере 2400 евро. В обвинении говорится, что Асатрян организовала покушение на бывшего депутата Мелика Гаспаряна. Дело необходимо рассмотреть повторно, так как, постановил Евросуд, Армения нарушила право на справедливый суд.
«Асатрян приговорили к 9 годам тюрьмы. 7.5 лет она провела в тюрьме за несовершенное преступление. Для нас важно возобновление следствия и оправдание нашей подзащитной. После вердикта мы обратимся и за компенсацией, но главным для нас является оправдание», — в беседе с Epress.am заявил адвокат Карен Межлумян.
Отметим, что о нарушениях в деле заявляла Международная федерация за права человека (FIDH).
«Это дело стоит в одном ряду с теми многочисленными случаями, когда граждане преследуются госорганами, официальные обвинения не доказаны и основаны на экономических и/или личных отношениях. Сильва Асатрян и ее супруг Артур Гюрджинян были миноритарными акционерами одной закрытой компании, и офис этой компании находился в здании, принадлежащем представителю диаспоры. Также у супругов была квартира в этом же здании. Г-н Мелик Гаспарян, местный предприниматель, стал покупать земли на этой территории. Он купил квартиру супругов, но выплатил только 80% обговоренной суммы, пообещав отдать оставшуюся часть позже. Через короткое время автомобиль Мелика Гаспаряна уничтожается взрывом. Во взрыве он обвиняет Асатрян и Гюрджиняна. 29 декабря 2001 года прокуратура арестовывает сына супругов и около года содержит его в изоляторе, не предъявив никаких доказательств его причастности к инциденту. Его освободили 27 сентября 2002 года, а в 2004-ом арестовали его мать», — говорится в докладе Международной федерации.
По словам Карена Межлумяна, орган предварительного следствия знал, что Асатрян не совершала покушения, так как в деле были расшифровки телефонных звонков депутата, доказывающие, что Гаспарян получал угрозы от других людей. Орган предварительного следствия, однако, не изучил эти факты.