Были разные мнения по поводу запрета, а впоследствии — разрешения организовать в церкви похороны погибшего солдата. По-моему, принципиальной постоновки вопроса не было.
Теперь по существу. Если бы Армянская церковь провозгласила себя обычной религиозной общиной, решение [главы Ширакской епархии Армянской Апостольской Церкви, епископа Микаела] Ачапаяна можно было бы считать логичным: церемониальные услуги оказываются только последователям церкви. Последователем считается тот, кто был крещен в данной конкретной церкви.
Однако Армянская церковь позиционирует себя не в качестве обычной религиозной общины, а провозглашает себя «национальной церковью» и пытается предстать в качестве «государственной церкви» и получать от государства особые льготы, не объясняя, что она понимает под словами «национальная церковь». Каковы теологические обоснования этого и, получая льготы, какие обязательства перед «армянским народом» она на себя берет, вне зависимости от его религиозной принадлежности, и какие у нее обязательства перед некрещенными индивидами «армянского народа», учитывая то, что церковь делает акцент на этнической, а не на религиозной принадлежности?
Более того, по ее предложению в Конституцию Армении внесено данное определение: «Республика Армения признает исключительную миссию в духовной жизни армянского народа святой Армянской апостольской церкви в качестве национальной церкви, в деле развития и сохранения ее национальной культуры и национальной идентичности».
Отсюда вытекают вопросы. Что мы понимаем под «армянским народом» и причем тут церковь? Являются ли «армянским народом» только последователи Армянской церкви или все гораздо запутанней? Если нет, тогда о какой «исключительной миссии» идет речь и какое ей дело до людей, имеющих иные взгляды и исповедующих иную веру?
Если у церкви особая миссия в жизни этнических армян, без учета их убеждений, то что это за миссия и на каких теологических обоснованиях основано это притязание, и какие у нее обязательства?
Здесь возникает вопрос организации похорон погибшего солдата в соответствии с церковными обрядами. Если церковь «национальная», предполагается, что ее обязательства выходят за пределы религиозной общины со всеми вытекающими последствиями.
Будем надеяться, что церковь ответит на эти вопросы.
Степан Даниелян, источник — страница автора в соцсети «Фейсбук»