Можно ли представить, что партия, всего полтора года назад «получившая» 769 590 голосов, «потеряет» 710 000 избирателей? Вчера Республиканская партия Армении набрала 59 059 голосов, и на самом деле это приблизительное число людей, вовлекших нашу страну в системную коррупцию и участвовавших в ней. Различными способами участия: законодательным, правовым, экономическим, административным. Эти 59 059 — минимальное количество людей, полтора года назад обеспечивших РПА на выборах цифру 769 590. Нарисовали, подкупили, обманули, убедили, надавили, организовали вбрасывания, дали обещания… и обеспечили. И сегодняшняя РПА права: их немало. Немаленькое число для того, чтобы при наличии благоприятных условий обеспечить цифру, втрое превышающую этот показатель.
Думаю, вчера лопнул и мыльный пузырь «Процветающей Армении», в свою очередь, потерявшей 325 000 «своих избирателей». По большому счету, можно считать, что 103 824 человека признательны [лидеру ППА, предпринимателю] Гагику Царукяну, благодарны ему или находятся у него в подчинении. Примечательно, что вчера ППА Гагика Царукяна, 2-3 года назад подвергшаяся жесткому политическому и человеческому издевательству со стороны «классических депутатов», получила почти вдвое больше голосов, чем Республиканская партия.
Однако не по результатам голосования, а с целью сохранения предусматриваемой Конституцией 30-процентной нормы, в Национальном собрании депутатских кресел будет на 31 больше, и «Процветающая Армения» получит 25 мандатов, «Просвещенная Армения» — 19. Значительная их часть, по сути, — не результат набранных этими партиями голосов, а следствие полученных «Моим шагом» 70%, можно сказать — подарок «Моего шага».
Бессмысленно говорить о том, что общее число голосов 2 апреля 2016 года было «обеспечено» вбрасываниями, повторным голосованием, рисованием цифр. Вчерашний процент участия избирателей — 48.63% — объективная цифра, демонстрирующая фактическую избирательную активность в Армении, и это активность 65% фактического населения страны. Высокий показатель. Здесь нет вбрасываний, отсутствующих, поддельных паспортов, повторных голосований, рисования.
Я искренне сочувствую «Дашнакцутюн». У общества не было иллюзий по поводу того, что число их избирателей переваливает за 50 000. Думаю, у самой «Дашнакцутюн» иллюзии были, но вчера они окончательно развеялись. Кажется, они еще способны на самоанализ, при условии, что за это не возьмется Верховный Орган, то есть не станет искать виновных на стороне.
Моральный проигрыш «Дашнакцутюн» проявлялся по крайней мере в ходе трех последних парламентских выборов, сегодня он лишь сформулирован официально. Парламентский проигрыш «Дашнакцутюн» не только чреват угрозой сокращения связей с заметной частью диаспоры, но и потерей одного из игроков прошлого армянского народа и настоящего Армении, маленького, но важного игрока. Но диаспора многослойна, и при умелой работе устранение посреднической роли «Дашнакцутюн» в связях Армения-Диаспора может привести к новым и эффективным платформам с точки зрения формы и содержания. В любом случае, по-моему, было бы лучше, если б «Дашнакцутюн» нашла в себе силы пересмотреть и по крайней мере определить свою миссию в Республике Армения. Быть просто частью власти и оправдываться «принудительными консенсусами» — плохая миссия. В конце концов, «принудительных консенсусов» не было б, руководствуйся «Дашнакцутюн» не идеологией Республиканской партии, а своей собственной.
Двоевластие завершилось. С сегодняшнего дня начинается практический период законодательной власти блока «Мой шаг», по сути, партии «Гражданский договор» — вместе с ППА и «Просвещенной Арменией». Вся ответственность за происходящие в стране процессы легла на «Гражданский договор». Хорошо бы, если б ГД начал сотрудничество с гражданским сектором. Если ГД, по примеру РПА, создаст карманные общественные организации, партия очень быстро потеряет связь с гражданской активностью. Кажется, хорошо бы «Гражданскому договору» провести в январе совещание с интеллигенцией и общественными организациями для составления списка приоритетов, требующих срочных решений, и разработки программы действий.
Грануш Харатян, этнограф
из «Фейсбук»-а