Премьер Армении Никол Пашинян принципиален в вопросе превращения Карабаха в субъект переговоров, и его выступление на совместном заседании Советов безопасности Армении и Карабаха четко обозначило, что его заявления — не пустые слова, а четкая цель, к которой он идет. Такое мнение в интервью армянской службе радио «Свобода» выразил глава оппозиционной карабахской партии «Национальное возрождение» Айк Ханумян.
И хотя Азербайджан против этой идеи, то, что население Арцаха должно участвовать обсуждении своего будущего, зафиксировано в том числе в документе будапешстского саммита ОБСЕ 1994г. В нем говорится: избранные представители Арцаха участвуют в переговорах и принятии решений.
«В данном случае остается два варианта: либо население Арцаха участвует в выборах в Армении и его представляет власть Армении, либо мы, жители Арцаха, избираем власть, которая садится за стол переговоров», — сказал Ханумян.
Что касается третьего варианта, как то: карабахская власть наделяет этим мандатом Армению, по мнению депутата, он не помнит какого-либо заявления о том, что арцахские должностные лица наделили таким мандатом экс-президента и экс-премьера Сержа Саргсяна: «Если мы действительно надеемся на решение вопроса, говорить должны непосредственно Степанакерт и Баку. В конце концов, успехи в ходе конфликта были зафиксированы только тогда, когда устанавливали связь и обсуждали вопросы непосредственно Степанакерт и Баку».
Этому может способствовать легитимность Пашиняна и его четкая позиция по различным вопросам, говорит Айк Ханумян, а также его усилия по повышению уровня безопасности.
«Если Азербайджан на это не пойдет, он оставит впечатление крайне деструктивной стороны, что в этом случае, конечно, повышает угрозу войны. Но начать войну при таком высоком внешнем имидже Армении будет трудно. Следовательно, в целом у нас выгодное положение во всех процессах», — сказал депутат.
При этом Ханумян не видит возможности для каких-либо уступок. Стороны, считает он, довольно далеки друг от друга. «Азербайджан хочет все или ничего, мы — я имею в виду общество — не готовы немного уступить. Когда позиции сторон так далеки, довольно сложно найти общие точки соприкосновения или обсуждать конкретный документ. Я считаю, что этот вопрос еще долго не будет иметь мирного решения, и единственный вариант — оттягивать войну путем балансирования вооружений.
За годы президенства Саржа Саргсяна мы потеряли много времени, потеряли 5 лет с точки зрения закупки вооружения, когда Азербайджан постоянно вооружался. Говорили, мол, денег нет. Деньги были, но тратили их на что-то другое. Более того, были небольшие деньги, к примеру в 2015-ом депутаты, даже депутаты от власти, предлагали улучшить позиции, закупить новую технику. Они опять говорили, что денег нет. Но оказывается, в те годы еще большая сумма была передана через арцахский инвестиционный фонд зятю Сержа Саргсяна, чтобы купить у него какое-то недействующее месторождение.
Деньги были всегда, просто и Бако Саакян, и Серж Саргсян использовали их для обогащения своих кланов. Если мы требуем персональной ответственности, первым идет Серж Саргсян, вторым — Бако Саакян», — заключил оппозиционер.