«Я не хочу слышать сказку о страшном Алиеве или слышать с высоких трибун внешнеполитические тексты в духе «Арарат — это наша гора, наша гора, наша гора» (армянская песня — ред.)», — пишет исследователь, научный сотрудник Матенадарана Гаянэ Айвазян, комментируя заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, сделанное на саммите «Валдай» в России (выступление Алиева ниже — ред.).
«Читаю реакцию доблестной армянской прессы и реакцию дипломатов на заявление Алиева в Сочи. Он ответил на два выдвинутых Николом Пашиняном противоречивых положения: а. Арцах — это Армения и точка, б. решение вопроса должно быть приемлемым для народов Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха. Алиев со своей стороны воскликнул «Карабах — это Азербайджан» и ~. Армянская пресса в основном распространяет этот отрывок, провоцируя причитание и ликование. Армянские чиновники демонизируют это, но естественно получать ответ в том же духе, в котором говоришь сам. Во второй части, которую армянская пресса в основном обходит стороной, он сделал очень разумное замечание премьер-министру Армении, сказав, что нет народна Нагорного Карабаха, есть население Нагорного Карабаха, которое состоит из армянского и азербайджанского народов, обладающих равными правами. Это очень грамотная формулировка, я хочу услышать реакцию на это армянской стороны. Не хочу слышать сказку о страшном Алиеве или слышать с высоких трибун внешнеполитические тексты в духе «Арарат — это наша гора, наша гора, наша гора», — написала Айвазян.
Позже на слова Алиева отреагировала пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян: «Вынуждены констатировать, что в словах президента Азербайджана нет ничего нового. Максималистская позиция Азербайджана, будучи основной и постоянной угрозой для мирного процесса, остается неизменной, несмотря на последние договоренности между сторонами, предполагающие подготовку народов к миру. Именно на подготовку народов к миру была направлена предложенная премьер-министром Армении Николом Пашиняном формула, согласно которой, решение должно быть приемлемо для народов Армении, Арцаха и Азербайджана.
Эта формула направлена на то, чтобы сделать приемлемой идею взаимных уступок для всех сторон, вовлечь общества в формирование атмосферы мира, а также закрепить ответственность и подотчетность руководителей перед собственными народами».
Также Нагдалян упоминает об освобождении и героизации Рамиля Сафарова, апрельскую агрессию 2016 года, оккупацию Арцаха и уничтожение следов исторического присутствия армян на территории страны. Затем она говорит: Армения убеждена, что мирное урегулирование вопроса и победа демократии в регионе не имеют альтернативы и с этой точки зрения важна реализация обязательств в связи с подготовкой народов к миру.
В своем выступлении в РФ Алиев заявил: «Одной из тем постоянных дискуссий является урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, которая имеет мандат на посредничество. Должен отметить, что на протяжении более 25 лет Нагорный Карабах и другие 7 районов Азербайджана находятся под армянской оккупацией. Нагорный Карабах — исконно азербайджанская земля. В советское время была создана Нагорно-Карабахская автономная область. Должен сказать, что в связи с конфликтом существует достаточно широкий разброс мнений, зачастую не отражающий реалий. Так вот для того, чтобы внести ясность, должен сказать, что в 1921 году решение бюро было дословно «оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана», а не передать, как это зачастую интерпретирует армянская сторона. До начала конфликта в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР проживало азербайджанское и армянское население в пропорции 25 на 75 процентов. В результате конфликта все азербайджанское население из Нагорного Карабаха, а также из 7 других районов Азербайджана было изгнано. Иными словами, была проведена этническая чистка и на сегодняшний день на оккупированных территориях азербайджанского населения нет, и большая часть оккупированных территорий — это выжженная, разрушенная земля, разрушенные дома, школы, общественные здания. В результате конфликта Азербайджан столкнулся с гуманитарной катастрофой. Более 700 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана плюс 250 азербайджанцев, которые были изгнаны со своих исторических земель на территории современной Армении. Совет безопасности ООН принял 4 резолюции, в том числе резолюцию, требующую немедленного и безоговорочного вывода армянских сил с оккупированных территорий, более 25 лет они не выполняются. И тут мы подходим к важному вопросу — имплементации принятых решений. Совет безопасности ООН — высший международный орган, и если в течение более 25 лет решения, принятые Советом безопасности, не выполняются, то это вызывает очень много вопросов об эффективности этой организации. Нас в Азербайджане беспокоит выборочный характер реализации имплементации резолюции. Иной раз они выполняются в течение дней, иной раз они вообще не требуются для проведения определенных военных действий. В нашем же случае резолюции остаются на бумаге».
Подробности в видео