14 ноября беженцы из Азербайджана пикетировали правительство Армении с требованием утвердить проект решения, по которому 112 семей, 30 лет временно проживающих на территориях гостиниц, общежитий и школ-интернатов, получат жилищные сертификаты.
Проект решения, разработанный Миграционной службой Армении, был опубликован в августе 2019 года. Согласно документу, из резервного фонда правительства будет выделено порядка 1.5 миллиарда драмов на решение жилищного вопроса 112-и (из первично нуждающихся 895-и) семей армянских беженцев, в 1988-1992 гг. вынужденно переселенных из Азербайджана.
По сообщению Миграционной службы, проект прошел необходимые инстанции, был переработан, дополнен, и находится в правительстве. Информации о том, когда именно он войдет в повестку и будет рассмотрен, нет.
В беседе с Epress.am одна из организаторок пикета — председательница общественной организации «Голос беженца» Оксанна Мусаелян, отметила, что именно эта неопределенность и стала поводом для пикета: беженцы небезосновательно опасаются, что затягивая процесс, правительство может отложить проект решения в долгий ящик.
«Вы знаете, что люди ждут принятия решения. Принятие откладывается и затягивается. Мы вышли, чтобы напомнить о себе, потребовать у правительства, чтобы оно, как и обещало, утвердило проект. Говорят, проект в правительстве — на доработке, переработке и так далее. Информации о том, когда именно он войдет в повестку заседаний и будет рассмотрен, нет. Естественно, есть основания для беспокойства: 30 лет ожидания — этого достаточно, чтобы потерять доверие. Люди опасаются, что им в очередной раз надают обещаний и кинут», — сказала Мусаелян.
Сроки, говорит она, официально никогда не указывались. В частных беседах, однако, отмечалось, что проект вот-вот будет принят: «Предполагалось, что в течение 2019 года проект примут, даже поговаривали, что в ноябре месяце. Официально сроки никогда не указывались. Многие беженцы, опираясь на частные разговоры, тем не менее, уверены — проект утвержден, и строят планы на 2019 год, который, правда, уже близится к концу».
Ранее, 25 октября, «Голос беженца» организовал встречу с участием представителей Миграционной службы и беженцев, на которых в случае принятия будет распространяться решение. Вопрос о том, когда проект будет утвержден, снова не нашел ответа.
Глава отдела по вопросам интеграции Миграционной службы Министерства территориального управления и инфраструктур Иринэ Акопян и ответственная за связи с общественностью Нелли Давтян периодически акцентировали внимание на том, что речь идет о проекте, а не о принятом решении. Тем временем, многих беженцев (в особенно тех, кто был убежден, что проект в любом случае будет принят) больше беспокоила сумма, предусматриваемая сертификатом.
Дело в том, что, согласно проекту, сертификаты на покупку квартир будут основываться на усредненные цены, утвержденные Комитетом Кадастра в первой половине 2019 года (с расчетом на ереванский административный район Аван). Если учесть, что кадастровая стоимость, которая формируется в соответствии с действующим законодательством, не имеет никакого отношения к рыночной стоимости (об этом с трибуны Национального собрания говорил даже бывший глава Комитета кадастра Сархат Петросян), вероятность покупки квартиры на предоставляемые сертификаты стремится к нулю.
Иринэ Акопян, сославшись на предварительные данные, отметила, что из резервного фонда правительства будет выделено 1.5 млрд. драмов на сертификаты для 112 семей.
По самым скромным подсчетам выходит 13 миллионов 392 тысячи драмов (порядка $28 000) на семью — без учета количества членов семьи и, соответственно, количества комнат. В случае с однокомнатными квартирами сумма, естественно, снижается, с многокомнатными — растет. На деле этих денег недостаточно для покупки квартиры не только в Аване, но и в самых отдаленных районах Еревана (и даже в соседних городах).
Кроме того, согласно проекту, если семья, получившая сертификат (без возможности продления), не воспользуется им в течение года, документ обнулится, а семья лишится права на получение жилья в будущем.
Это очевидный тупик для пожилых людей и тех, у которых есть проблемы с трудоустройством. Беженцы небезосновательно обеспокоены тем, что, согласившись и получив сертификат, они не смогут воспользоваться им, в результате чего их снимут с учета и они останутся без квартиры.
На вопрос Epress.am о том, синхронизируется ли проект с изменениями, которые происходят в Комитете кадастра, представители Миграционной службы ответили несколько расплывчато. Есть закон, разработанный Комитетом кадастра и в сентябре 2019 года принятый парламентом в первом чтении. Закон предлагает пересмотреть систему оценки недвижимости и уровнять кадастровую цену с рыночной. Если проект будет принят после вступления в силу упомянутого закона, не будет ли проблематичным то, что сертификат будет учитывать усредненные кадастровые цены 2019 года, а не момента выдачи? Из Миграционной службы ответили, что сотрудничает с Комитетом кадастра: все вопросы обязательно обсудят.
Пытаясь смягчить обеспокоенность беженцев, они пообещали создать рабочую группу, которая поможет в вопросе поиска и выбора квартир, также заверили, что помогут тем, кто намерен использовать сертификат для ипотечной программы. Оба варианта, по сути, решают вопрос только частично.
После 2009 года из госбюджета средства на реализацию программы обеспечения жильем беженцев из Азербайджана не выделялись. Это первый после 10-летнего перерыва проект, нацеленный на решение жилищного вопроса 30-летней давности.
По обновленным спискам 2019 года, речь идет о 2589 насильственно переселенных из Азербайджана семьях, 1070 из которых проживают в Ереване, 1519 — в областях страны.
Приоритетным считается вопрос 895 семей (641 — в Ереване, 254 — в областях), третье десятилетие временно проживающих в приватизированных помещениях (гостиницах, школах и т.д.) — под постоянной угрозой высeления, или в общежитиях, где нет элементарных бытовых удобств (кухни и санузла). В результате принятия решения 112 из этих 895 семей получат сертификаты на покупку жилья.