Замоскворецкий районный суд Москвы обязал МВД установить стендап-комику Идраку Мирзализаде разумный срок нежелательности его пребывания в России вместо пожизненного, сообщил РИА Новости его адвокат Сергей Бадамшин.
Суд частично удовлетворил иск гражданина Беларуси, стендапера талышского происхождения Идрака Мирзализаде к МВД.
В конце августа Министерство внутренних дел приняло решение о нежелательности пребывание в РФ гражданина Белоруссии Мирзализаде, причем пожизненно. В ведомстве подчеркнули, что считают недопустимыми высказывания комика, направленные на дестабилизацию межнациональных отношений, вне зависимости от формы их подачи. Ему предстояло за свой счет приобрести билеты и покинуть пределы страны. Мирзализаде подал иск в суд, оспаривая решение МВД.
Таганский суд Москвы 9 августа назначил Мирзализаде 10 суток административного ареста по статье 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Позднее Мосгорсуд признал это решение законным.
На видео, которое получило распространение в интернете, Мирзализаде рассказывает, как снимал новое жилье. Выступая на YouTube-шоу «Разгоны» от 1 марта комик комик шутил о сложностях, с которыми сталкиваются иностранцы при поиске жилья в Москве, поскольку владельцы недвижимости хотят видеть арендаторами только славян. Он рассказал, что снял квартиру, в которой предыдущими жильцами были русские: «Мы с братом выбрасывали обосранный матрас, а в этой квартире был обосранный матрас. Предыдущие съемщики, если что, русские. Видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать». Следом комик добавил: «Французы великая нация и могут позволить себе быть националистами. Да, это плохо — быть националистом, но французы могут себе это позволить <…> А это кто? Какой-то русский Павел смотрит на меня с претензией».
Позднее в одном из своих выступлений комик объяснял, что фрагмент «вырван из контекста» юмористического шоу, а его монолог, напротив, высмеивал ксенофобию. В ходе рассмотрения дела в Таганском суде комик извинился перед людьми, которых могла обидеть его шутка, но не признал вину в разжигании межнациональной вражды.
Прокуратура Москвы, возбудившая административное дело, заявляла, что Мирзализаде публично произнес высказывания, содержащие «лингвистические и психологические признаки унижения группы лиц, выделенной по национальному признаку, а также пропаганды ее неполноценности».