В ходе освещения акции протеста в Баку были задержаны три журналиста, представляющих независимые издания. Одну из них, Фатиму Мовламлы, избили в полицейском отделении. Это первый случай задержания журналистов после вступления в силу в Азербайджане закона «О медиа», который критикуют местные и международные эксперты. Документ, принятый азербайджанским парламентом 30 декабря 2021 года и подписанный президентом 8 февраля 2022 года, вызвал негативную реакцию в экспертном обществе как внутри Азербайджана, так и за его пределами. Закон «О медиа» практически лишает сотрудников независимых изданий статуса журналиста.
Утром 15 февраля 2022 года несколько матерей военнослужащих азербайджанской армии, погибших в небоевых условиях, провели акцию протеста перед зданием президентской администрации. Женщины требовали предоставления их сыновьям статуса шехида, сообщает Jam-news.net.
Статус шехида в Азербайджане предоставляется погибшим на войне и во время выполнения боевых задач. Этот статус дает их семьям право на получение единовременной выплаты в размере 11 тысяч манатов [около $6,5 тыс], улучшение жилищных условий и ежемесячное пособие.
В ходе съемки акции протеста были задержаны три журналиста, представляющие независимые издания – Фатима Мовламлы, Севиндж Садыгова и Теймур Керимов. Вскоре Теймур Керимов на своей странице в соцсети сообщил, что его задержали сотрудники специализированной государственной службы охраны. Он получил повреждение руки. Керимов был освобожден вскоре после задержания.
Задержанные Севиндж Садыгова (слева) и Фатима Мовламлы
А журналисток Фатиму Мовламлы и Севиндж Садыгову увезли в полицейское отделение. Они были освобождены спустя несколько часов.
Задержанная Фатима Мовламлы в интервью JAMnews рассказала о пережитом ею в полицейском отделении.
«Во время съемки полицейские напали на нас и забрали телефон Севиндж Садыговой. Я не дала им забрать свой телефон. Посадили в машину и привезли в отделение полиции. Как только я вошла в здание отделения, мне подставили подножку и я упала. Севиндж никто не трогал.
Как только я упала, меня начали бить ногами. Это было ужасно. Ругались нецензурно очень. Говорили, что я им надоела, «ничто не идет мне впрок».
Меня подняли, отвели в дежурную часть. А там меня уже дожидалось все руководство отделения. И перед ними меня опять стали унижать. Но я тоже не оставляла эти оскорбления без ответа. Разгорячившись из-за моих ответов, они опять уронили меня на пол и начали бить.
Фатима Мовламлы с порванной в полицейском отделении курткой
Позже нас отвезли в главное городское управление полиции. Нам сказали, чтобы мы написали заявление. Но я ответила, что здесь никакого заявления не напишу, а буду жаловаться в генпрокуратуру. И если хотите мне помочь, то помогите достать записи видеокамер из отделения полиции. Мне ответили, что видеокамеры там могут быть неисправны.
Завтра с утра я поеду на медицинское освидетельствование полученных мной телесных повреждений. А после уже напишу заявление в прокуратуру на незаконные действия сотрудников полиции», — отметила Мовламлы, сотрудница оппозиционной газеты «Азадлыг».