Информации о контрактнике Ваге Манукяне нет уже 7 месяцев.
Военнослужащий контрактной службы исчез с боевых позиций на границе Нахиджевана 12 ноября 2021 года.
«С ним были две собаки. Собаки вернулись, а он нет», — цитирует Azatutyun.am супругу Манукяна Лиану Меликсетян.
По ее словам, утром 12 ноября она проводила мужа на смену, после полудня говорила с ним по телефону. Вечером к ним домой пришли сотрудники военной полиции, сообщившие о пропаже мужа. Меликсетян отправилась в воинскую часть в Вайке, где выяснила: Ваге отправился на позицию, расположенную выше их позиций, чтобы забрать присланную сослуживцу посылку. Посылку он взял, но уже не вернулся. В нескольких сотнях метров от этих армянских позиций расположен опорный пункт азербайджанцев.
С женщиной армянская служба радио «Свобода» беседовала в начале года. Она, отмечает ресурс, осталась одна с тремя малолетними детьми — не только без отца семейства, но и без денежной помощи. Семье до сих пор не удается получить из Фонда страхования военнослужащих сумму, полагающуюся родным без вести пропавших военных.
По словам юриста Вардуи Саргсян, оказывающей услуги семье, дело в том, что изначально уголовное дело было заведено в связи с самовольным оставлением воинской части, то есть пропавший солдат проходит по делу в качестве обвиняемого, а не пострадавшего:
«Нет никакого обстоятельства, объясняющего дезертирство Ваге, то есть уклонение от службы. Почему? Потому что фактически до истечения срока контракта оставался всего один месяц, и он мог просто не продлевать его».
Это была последняя смена 33-летнего контрактника. Семья утверждает, что он намеревался продолжить службу, недовольств у него не было.
Юрист, в свою очередь, интересуется, не было ли достаточно прошедших месяцев для того, чтобы орган, осуществляющий производство, установил отсутствие оснований для дезертирства: «Может быть три версии: либо он заблудился и оказался на подконтрольной Азербайджану территории, либо был похищен азербайджанцами, либо с ним произошел несчастный случай или убийство, вследствие которого труп был скрыт».
В прокуратуру и на имя председателя Следственного комитета были направлены заявления об ускорении рассмотрения дела. Согласно ответу СК, несколько дней назад из прокуратуры поступил указ о прекращении уголовного преследования в отношении пропавшего без вести военнослужащего, что и было сделано: заведено уголовное дело — уже по статье «Убийство».
«Он признан пострадавшим, жену, по всей видимости, вызовут в следственное управление и признают правопреемницей», — заявил пресс-секретарь СК Вардан Тадевосян.
Представитель Следственного комитета объяснил, почему вопрос установления статуса пропавшего военнослужащего так затянулся: «Родственников долгое время не удавалось признать правопреемниками пострадавшего, потому что существовала версия о том, что Ваге оставил свою позицию и отправился на другую».
Поиски в высокогорной местности проводились после таяния снега, также задействовали дроны, но тело военнослужащего не нашли. Теперь, когда СК решил изменить статус военнослужащего, семья может обратиться в суд.
«Очевидно, что инцидент произошел во время боевого дежурства, в этом случае семья может обратиться в суд с целью признания родственника безвестно отсутствующим, если по месту жительства нет информации о его местонахождении в течение года», — заявила правозащитница Арминэ Садикян.
Общая сумма, предусматриваемая для семей пропавших без вести военнослужащих, составляет 10 млн. драмов. По словам правозащитницы, на сегодняшний день военнослужащие лишены безопасных условий службы, а подобные повторяющиеся случаи она считает доказательством этого утверждения. Родные 33-летнего контрактника уже не надеются на то, что Ваге жив, Азербайджан факт его пленения не подтверждает.