На свете нет других двух народов, исповедующих разные религии и говорящих на разных языках, но столь одинаковых в мышлении и поведении, как армянский и азербайджанский народы. К этому выводу после двадцати лет наблюдений за двумя сообществами в экстремальной ситуации пришел азербайджанский политолог Зардушт Ализаде.
На сайте миротворческой инициативы «Южнокавказская интеграция. Альтернативный старт» он, в частности, пишет:
— Патриотизм лишает человека способности видеть очевидные вещи, принимать и соглашаться с элементарными фактами. Например, мне не удается убедить большинство своих соотечественников в том, что по ходу конфликта преступления против человечества совершали не только армянские боевики, но и азербайджанские. Привожу факты, свидетельства, статистику. Ни в какую! В патриотично устроенной голове нет места неприятным, не соответствующим возвышенным понятиям фактам.
Когда я вскользь упоминаю в разговоре со своими патриотично настроенными армянскими коллегами о зверствах армянских боевиков, их приветливость исчезает, лица каменеют, сразу же из собеседника я превращаюсь во врага, клевещущего на непорочных народных героев. Хотя в беседе об отвлеченной, не нашей этно-территориальной войне, неизбежность таких преступлений с легкостью признают.
Одновременно патриоты отказывают другой стороне в праве быть благородными. Стоит мне начать рассказывать о примерах благородства армян, азербайджанская публика приходит в бешенство.
То же самое в Армении. Азербайджанец в их представлении не может быть благородным изначально, потому что он – азербайджанец.
У нас большинство людей серьезно верят в то что, что средневековое иранское государство Сефевидов было азербайджанским государством. Что очень забавно, и патриоты Армении истово горюют по землям Великой Армении.
Не смешно ли 47 лет царствования армянской династии в Иране объявлять периодом существования Великой Армении? Если экстраполировать сей творческий метод на современность, то СССР при Иосифе Джугашвили 30 лет был Великой Грузией.
Что тогда было, уважаемые дамы и господа, в этой Великой Армении и Сефевидском Азербайджане? Чем мы гордимся? Потерей чего печалимся? Что греет вам душу? Какое вам дело до этих Багратидов и Сефевидов? Были цари-разбойники, завоеватели и грабители, насильники и палачи. Время было суровое, посуровее нынешних, шла элементарная борьба за выживание, обладание вещами и людьми, скотом и землей. Те, кого мы сейчас почитаем героями, в этой дикой и жестокой драке оказались более свирепыми. Они победили и убили своих соперников, часто таковыми оказывались отцы, братья и сестры, разорили и сожгли поселения других властителей. Ограбили и присвоили себе то, до чего дотянулась рука.
Для армян источник гордости и ностальгии – Великая Армения. Для азербайджанцев розовая мечта – Сефевидская империя. Ну как, мы похожи?
За годы конфликта всем властям Азербайджана удалось почти вытравить из народной памяти все хорошее, что было у нашего народа связано с армянами. Не сомневаюсь, что тем же были усиленно заняты армянские патриоты.
Совсем свежий пример армянского фашизма – массовая истерика по поводу вероятного показа азербайджанских фильмов в Армении. То же самое у нас! Прекрасно изданный сборник сказок народов Азербайджана был реквизирован только из-за того, что составители, воспитанные на старом и отжившем свое гуманизме и братстве народов и культур, включили в него армянскую сказку! Чтоб наши дети читали армянскую сказку? Ни за что! Долой армянскую сказку! Долой азербайджанские фильмы! Фас! И несутся армянские и азербайджанские патриоты рвать того, кто хочет остаться человеком.
Как наши скудоумные националисты одинаковы. Прав был Олжас Сулейменов (поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Пишет на русском языке — ред.), когда изрек: «Победа националистов – поражение нации».