31-летний заключенный тюрьмы «Нубарашен» Ашот Чтркян 5 ноября в 17:50 объявил голодовку. Он осужден по статье 38-299, часть 1 (соучастие в государственной измене) и приговорен к 10 годам лишения свободы 6 апреля 2012 года. Аппеляционный суд 31 октября оставил вердикт неизменным. Чтркян настаивает на своей невиновности. По словам пресс-секретаря Уголовно-исполнительного управления Минюста Гора Глечяна, заключенный находится в отдельной камере под наблюдением врачей.
На суде, до оглашения вердикта, Чтркян обратился к своим родным, сказав, чтобы те ходили с «поднятой головой и гордились сыном». «Это они предают свою родину и бога, своих детей и семьи. Вы оскверняете нацию. Если бы Тигран Великий поднялся, он бы сильно удивился, что вы сделали с его страной, святотатцы! Этот суд — позор! Виновные на свободе! Это вы первые предатели, выросшие на груди у сатаны. Бог отомстит, вы припадете к его ногам. Если меня осудят, значит, эта страна стоит на лжи», — кричал Ашот, указывая в сторону прокурора (часть данного эпизода удалось снять на телефон).
По версии следствия, Карен Меграбян в 2011 году, находясь в Турции, вошел в контакт с разведчиками по имени Тигран и Саид, которым обещал за деньги предоставить информацию об армии Армении и Карабаха. После этого он вернулся в Армению и был арестован 23 июля на армяно-грузинской границе, по дороге обратно в Турцию. При нем были обнаружены информационные носители, по версии следствия, с секретными данными.
В тот же день в одном из ереванских интернет-кафе был арестован Ашот Чтркян, который приходится Меграбяну крестником. У Чтркяна при задержании и впоследствии никаких секретных данных и носителей с оными обнаружено не было.
Прокурор утверждает, что Чтркян по совету Меграбяна отправился в Турцию, с которым вошли в контакт азербайджанские разведчики. Адвокат Чтркяна сообщил, что Тигран представлялся как студент одного из стамбульских вузов, и у него якобы армянская бабушка. С обвиняемыми он общался по-армянски. Саид был из Азербайджана, работал штукатуром и говорил по-русски с характерным акцентом.
Чтркян утверждает, что отправился в Турцию на заработки по совету Меграбяна. На месте ожидания не подтвердились, и Чтркяну пришлось согласиться на низкооплачиваемый труд в цеху по пошиву дамских сумочек.
Его адвокат заявил Epress.am, что решение суда об аресте Чтркяна опиралось на предположение прокурора, который не предоставил ни одного факта о вине его подзащитного.
Оба эпизода, которые призваны доказать, что Чтркян знал и потворствовал предательству, не позволяют делать выводы о его виновности и о том, что Чтркян вообще знал о деятельности Меграбяна.
Во-первых, Чтркяна обвиняют в предоставлении личного компьютера Меграбяну для передачи секретных данных. Но у Чтркяна нет собственного компьютера, и когда обыскивали его квартиру, он сам проводил следователей в дом дяди, компьютером которого однажды пользовался Меграбян. Он и Чтркян во время очной ставки показали, что Меграбян сказал, что хочет воспользоваться компьютером, чтобы написать письмо своей супруге, которая находилась в Ванадзоре.
Во-вторых, Чтркяна обвиняют в том, что он в Турции взял у Тиграна 300 долларов и отправил в Армению Меграбяну. Однако по свидетельству Ово, который также работал в пошивочном цеху, Меграбян попросил заьрать у Тиграна деньги и отправить в Армению. Ово, который периодически общался в Стамбуле с Чтркяном, попросил последжнего помочь ему с переводом, так как пока не хорошо ориентировался в Турции.
На одной из стенограмм телефонного разговора (телефоны всех фигурантов прослушивались с санкции суда) Чтркяна с Меграбяном, зачитанного в суде, Чтркян спрашивает, почему Меграбян не попросил перевести деньги именно его, который уже два раза встречался с Тиграном, и решил обратиться к Ово.
Адвокат Чтркяна Арутюн Багдасарян сообщил также, что в деле нет ни одного документа или показания, которые подтверждали бы, что люди по имени Тигран и Саид являлись бы сотрудниками азербайджанских либо турецких спецслужб.
«Все это домыслы, основанные на их акчентах и заявлениях о том, что они – азербайджанцы. И это принимается за чистую правду. И второе: согласно статье 229 законодательства Армении, государственной изменой считаются действия, направленные против территориальной целостности и суверенитета Республики Армения, а в данном деле, согласно следствию, фигуранты были заинтересованы информацией об армии Нагорно-Карабахской Республики. И занчит дело должно было рассматриваться в суде НКР. И если дело дойдет до Европейского суда по правам человека, то представитель Армении должен будет доказать, что НКР – это часть Армении», — заявил адвокат.
За «государственную измену в пользу Азербайджана» Карен Меграбян приговорен к 14 годам тюрьмы, за пособничество данному преступлению Ромик Матевосян и Ашот Чтркян получили по 10 лет. Карен Петросян и Артур Аветикян были признаны виновными за то, что «знали о преступлении и не сообщали». Они получили по полтора года. Брат-близнец последнего был оштрафован, так как суд учел наличие у него несовершеннолетнего ребенка.