Писатель, член парламента Агиль Аббас сказал, на то и война, чтобы погибали солдаты…
Легко говорить это о смерти детей народа. Легко посылать на смерть их. Во-первых, сейчас нет войны. Ни одна из сторон официально не объявляла о прекращении перемирия. Во-вторых, если в стране идет война, почему дети Агиля Аббаса не на фронте? У него два сына. Один из этих парней работает на таможне, другой – в полиции. Почему Агиль Аббас не отправляет на линию фронта своих сыновей? Смерть детей бедных, беззащитных людей этот крупный писатель оправдывает войной.
Да, во имя Родины становятся шахидами. Но Агиль Аббас не тот, кто вправе оправдывать это. Народ поверил бы в искренность слов Агиля Аббаса, если бы одним из тех одиннадцати погибших был его сын. Человек, устроивший сыновей на доходные места, поселивший в роскошные виллы, усадивший в дорогостоящие джипы, не вправе говорить: «На то и война, чтобы погибали солдаты».
Народная избранница Ганира Пашаева раскритиковала телеканалы за то, что они в эти дни демонстрируют шоу-программы. В чем вина телевидения? Что оно должно делать? Что должно показывать телевидение в условиях запрета на политические передачи, запрета говорить о социальных проблемах, запрета говорить правду?
Некоторые из богачей, содержащие этих певиц, да и певцов, восседают в Милли Меджлисе, министерствах, а иные еще выше. Почему бы Ганире ханум не сказать адресованные телевидению слова тем самым людям? Зачем она не спросит у своих коллег депутатов, почему их сыновья не становятся шахидами? Зачем не спрашивает, какими ухищрениями, почему и как они оберегают своих сыновей от воинской службы?
Вчера еще четверо наших военных стали шахидами. Во имя чего погибают эти дети?
Неужели так трудно заметить, чему приносятся в жертву эти дети? В стране постоянно происходят аресты. Почти каждый день то один, то сразу несколько человек оказываются под арестом.
Общество взбудоражено арестом Лейлы Юнус и вопросом задержания на грузинской границе 3 тонн героина. Надо же как-то оправдать эти аресты или отвлечь внимание от всего этого безобразия. И для этого необходимо очень многое – взвалить на врага ещё больше смертей и нагнетать ненависть. Разжечь ненависть и спокойно производить аресты – очень удобно…
Это не война и не нарушение режима прекращения огня. Это –манипуляция, состоявшаяся благодаря согласию и сотрудничеству двух правителей, которые встречаются, попивают друг с другом виски.
Такие манипуляции случаются периодически. Как только происходит нечто, вызывающее раздражение народа на той или этой стороне, жертвами становятся солдаты на линии фронта, завоевываются, а потом возвращаются какие-то высоты, а на фоне пролитой крови забываются и происходящие в стране несправедливости, и беззакония, и аресты…
В Древнем Риме правители проводили бои гладиаторов. Властители, политики, знать рассаживались и сталкивали в боях рабов. Чем больше крови проливали рабы, чем сильнее были их мучительные стоны от полученных ран, тем в больший восторг приходили от этого представления и получали удовольствие правители и знать.
Теперь, в 21-м веке, два правителя сталкивают в боях как гладиаторов два народа, которые называются «армяне» и «азербайджанцы».
С нашей стороны погибло десять человек, с их стороны погибло десять человек, они ранят нас, мы раним их, мы проливаем кровь, они проливают кровь. В сущности эти два народа ничем особо не отличаются от тех гладиаторов. Воюющие, получающие ранения и умирающие в окопах – это дети народа, превращенного в раба.
Может, это не так? Куда подевались дети знати, дети чиновников и депутатов? Если это не бой гладиаторов, где дети богачей и чиновников? Почему ни один из них не становится шахидом? Почему среди погибших вчера одиннадцати нет хотя бы одного чада высокопоставленного лица?
Где сыновья Сиявуша Новрузова, Айдына Мирзазаде, Зии Мамедова, Кямаледдина Гейдарова? Почему они не на линии фронта? Почему не воюют? Где они находятся, вы и сами знаете. Где сыновья глав исполнительной власти, полицейских начальников? Почему не бывает известия о смерти кого-то из них?
Они наслаждаются жизнью в дорогих виллах, отпусках, на курортах, в зарубежных странах. Они наслаждаются, дети бедняков погибают на передовой, а желающих мира объявляют «предателями», «шпионами» и сажают в тюрьму.
В последние годы значительно активизировалась народная дипломатия. Появилась пара-другая нормальных людей, призывающих к прекращению ненависти и войны. Развенчивались сказки и легенды власть имущих о «врагах» и «горя величиной с Карабах». Необходимо было принять срочные меры, пролить кровь на линии фронта, воспламенить ненависть.
Многих взяли в оборот. Некоторые и сейчас призывают к бою, к войне. Это понятно. Столкнувшиеся с предательством разбитые люди получили хорошую возможность продаться за дом, за кресло, за работу с зарплатой в 500-700 манатов. Для других подвернулась хорошая возможность, чтобы попытаться показать, что пока еще живы и не вычеркнуты с политической и общественной сцены. Самый удобный, самый безопасный способ подлизаться к народу – разглагольствования на тему Родины, Карабаха, народа.
У многих и представления нет о том, что такое война. Истинного лица войны они не видели. Война не может принести пользу ни одной из сторон, независимо от того, кто победит, а кто проиграет. За войной кроется кровь, слезы, разрушенные дома, школы, детские сады, смерть, изнасилования и, конечно, утрата человеческого облика. Участвовавшие в войне, убивавшие человека нормальные люди после окончания войны страдают.
Нормальные люди боятся войны. Может, это – трусость, но лучше быть трусом и хотеть мира, чем быть героем и хотеть войны.
P.S. В разгар вчерашнего траура, печали и крови сын главы исполнительной власти Кубинского района приехал на своей машине в Нардаранский центр отдыха «Атлант», застрелил человека и спокойно уехал…
Гюнель Мовлуд