Конфликтолог Артак Аюнц, политолог Микаел Золян и историк Тигран Закарян представляют аналитический конспект «Перспективы трансформации карабахского конфликта», подготовленный при содействии норвежского института Международных отношений (Осло) весной и летом 2014г. на основе данных, собранных в результате проведенных в Армении анализа документов, экспертного опроса и обсуждений фокус-групп.
Аналитический конспект
Недемократические политические режимы в Армении и Азербайджане не имеют реальных мотивов для изменения нынешней ситуации «ни война-ни мир». Нынешний статус-кво помогает политическим элитам сохранять свою власть, между тем, для них крайне высоки политические риски, связанные с изменением того же статуса-кво.
В то же время, у правящих элит нет и мотивов для военного решения конфликта (во всяком случае, в ближайшем будущем), так как он может быть связан с серьезными рисками, а польза может быть очень незначительная. Тем не менее, конечно, есть вероятность обострения ситуации, с учетом взаимного недоверия сторон и попытки властей использовать учащение инцидентов на границе в собственных интересах.
В ситуации, когда политические элиты не заинтересованы в мирном урегулировании конфликта, инициативы по смягчению ненависти путем механизмов транформации и создания предпосылок для утверждения долгосрочного мира взяло на себя гражданское общество.
Перспектива решения карабахского конфликта в 2014г. подошла к 20-летней годовщине хрупкого режима прекращения огня. Отсутствие окончательного решения за эти годы только увеличило ненависть между конфликтующими сторонами, отрицательные стереотипы и углубило военную риторику. А в конце июля и начале августа 2014г. между сторонами произошли самые серьезные столкновения, начиная с 1994г., унесшие десятки жизней.
Одним из важнейших факторов, способствующих сохранению нынешнего статуса карабахского конфликта, является пропаганда отрицательных стереотипов о противнике через СМИ и другие средства, контролируемые правящими режимами. По данным «Кавказского барометра», подавляющее большинство армянского и азербайджанского населения воспринимает противоположную сторону в качестве основного врага своей страны.
Политические элиты часто используют нерешенный конфликт для легитимизации своей власти, а также для сплочения своих соратников, маргинализации оппозиции, тем самым парализуя все процессы, направленные на демократизацию. Таким образом, правящие элиты не имеют реальных мотивов для поиска решения конфликта, так как нынешний статус-кво служит укреплению их власти. В условиях, когда скорое решение конфликта маловероятно, появляется необходимость затронуть его трансформацию в качестве необходимого средства долгосрочного решения конфликта. Учитывая, что у элит практически нет каких-либо политических мотивов для содействия этим процессам, в этом вопросе стремительно растет роль гражданского общества. Именно благодаря инициативам народной дипломатии, осуществляемой усилиями гражданского общества, в нынешних условиях возможно оказание содействия в трансформации конфликта, в конце концов, с утверждением в регионе долгосрочного мира.
Возможен ли авторитарный мир?
В нынешней ситуации, когда по различным причинам решение конфликта затягивается, в том числе в результате усиления образа врага при наличии авторитарных систем, только трансформация конфликта способна посодействовать утверждению мира между противниками.
Трансформация конфликта – сравнительно новый подход на арене разрешения конфликтов. Она может произойти, по крайней мере, четырьмя способами, как то: благодаря трансформации лидеров, конфликтов, правил игры и взаимоотношений. Так как трансформация лидеров, конфликтов и правил игры требуют от политического руководства значительных усилий, на сегодняшний день не готового ставить под угрозу собственный политический капитал, единственным возможным применимым вариантом в карабахском конфликте является трансформация отношений. Они, в качестве основополагающего элемента трансформации конфликта, выделяются в вопросе решения карабахского конфликта и утверждения долгосрочного мира. Утверждение мира при помощи трансформации отношений не является задачей лишь постконфликтной повестки: это более широкое понятие, включающее в себя действия и подходы, способствующие трансформации конфликта. Утверждение мира предполагает действия как до заключения мирного договора, так и после. Мир – динамичный процесс, требующий неустанных усилий, которые будут направлены на восстановление доверия и отношений между сторонами конфликта.
Что можно сделать?
Сложно считать, что нынешние политические режимы сторон конфликта готовы к полномасштабной войне. Тем не менее, нельзя исключать и непреднамеренное обострение ситуации. В то же время, уступки, которые являются необходимым элементом для всякого значимого шага, направленного на решение конфликта, связаны с серьезными внутренними и внешними рисками. Утешительно, что, тем не менее, правящие элиты сторон конфликта по схожим причинам не будут заинтересованы в возобновлении полномасштабной конфронтации, так как это тоже связано с серьезными рисками.
Долгосрочный мир должен быть утвержден не только на уровне официальных подписей, но и с участием граждан, созидающих атмосферу мира и доверия. Для восстановления отношений необходимо создать условия определения психологических аспектов конфликта. Если политические элиты сторон конфликта не готовы к уступкам, открывающим дорогу миру, ответственность за трансформацию конфликта действиями снизу-вверх (bottom-up) должны взять на себя другие лидеры. Без преодоления ненависти в армяно-азербайджанских отношениях конфликт продолжит усиливать полярные ориентировки и сохранять ситуацию «ни война-ни мир».
Здесь народная дипломатия может быть полезна для ориентировок людей и трансформации поведения как на личном, так и на групповом уровне. Утешительно, что, несмотря на рост препятствий на пути к миру, большинство лидеров гражданского общества Армении, включенного в процессы утверждения мира, настроены оптимистично. Основные усилия народной дипломатии должны быть сконцентрированы вокруг таких вопросов, как:
— ориентированные на молодежь образовательные программы, нацеленные на противостояние пропаганды преобладающей ненависти у всех сторон конфликта;
— средства укрепления доверия у всех сторон границы, направленные на зарепление режима прекращения огня;
— поиск решений общих проблем, касающихся, к примеру, окружающей среды, экономики или безопасности людей.
И наконец, важнейшей предпосылкой для трансформации карабахского конфликта является давление снизу-вверх со стороны общества в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане с целью установления демократии, так как все направленные на трансформацию процессы, стратегии и подходы могут применяться только в демократических обществах. Основой решения карабахского конфликта может стать понимание того, что в демократических обществах существенно снижается риск возникновения силовых конфликтов, так как демократии не воюют друг против друга.
На нынешнем этапе миротворческие инициативы снизу-вверх требуют от лидеров гражданского общества всех сторон конфликта смелости и ответственности. И хотя уровень краткосрочного влияния подобных инициатив может быть низким, они остаются единственно возможным путем конструктивного диалога между обществами. А с долгосрочной точки зрения эти инициативы могут иметь значительные результаты.
Предложения
Властям:
ослабить воинственную риторику и воздержаться от пропаганды ненависти в СМИ к другой стороне конфликта. Пока эта риторика/пропаганда с краткосрочной точки зрения может принести властям некоторую пользу, с долгосрочной точки зрения она приведет к усугублению вражды, способствуя обострению конфликта, что может быть губительным не только для обществ, но и для самих политических элит.
Местным лидерам, занимающимся миротворчеством:
четко сформулировать и создать повестку гражданского общества, направленную на миротворчество, увеличив количество людей, которые могут и хотят посодействовать мирной трансформации конфликта, в то же время при помощи взаимных уступок расширив спектр обсуждения болезненных вопросов о мирном сосуществовании.
Международным организациям/посредникам:
посодействовать контактам гражданских обществ, сплоченных вокруг инициатив трансформации конфликта, и усилиям народной дипломатии, направленных на имеющие долгосрочное воздействие образовательные, исследовательские и обучающие программы, а также встречам, устанавливающим связь между представителями гражданских обществ во всех сторонах конфликта, назло препятствиям, учиненным властями. В случае гонений на активистов гражданского общества использовать все возможные средства для воздействия на власть, чтобы ослабить давление на участников попыток наладить диалог гражданского общества.
Международным донорам:
продолжать инициативы неофициальной дипломатии, в частности, с привлечением гражданского общества Нагорного Карабаха. Такое содействие не должно прекращаться даже в тех случаях, когда власти чинят препятствия диалогу, как, например, гонения на ярких представителей гражданского общества, ужесточение финансового контроля и тд. Тем не менее, с целью защиты участников содержание программ по установлению диалога может и должно подвергаться изменениям, создавая новые региональные платформы армяно-азербайджанского диалога и составляя часть южно-кавказских региональных инициатив.