Хадиджа Исмаилова, как и правозащитница Лейла Юнус, — в бакинской тюрьме, пишет коррепсондент по Белоруссии российской “Новой газеты” Ирина Халип в статье “Самоубийца” уже дает показания: за что арестовали известную журналистку”.
— В июле мы с Хадиджей Исмаиловой стояли перед зданием ОБСЕ в Вене после круглого стола о пытках политзаключенных в тюрьмах наших стран. Договаривались о будущих встречах, совместных проектах. Но с октября ее перестали выпускать из Азербайджана — тамошняя генпрокуратура запретила ей выезд как свидетелю по уголовному делу. А 5 декабря Хадиджу арестовали. Уже в качестве обвиняемой.
А глава администрации Ильхама Алиева Рамиз Мехтиев в тот же день опубликовал гигантскую статью под заголовком «Миропорядок двойных стандартов и современный Азербайджан». Разумеется, об оппозиции и ее заокеанских хозяевах. Больше всего Мехтиев возмущался двумя азербайджанскими женщинами: правозащитницей Лейлой Юнус и журналисткой Хадиджей Исмаил. Лейлу Юнус арестовали еще 30 июля, она уже четыре месяца в тюрьме по обвинению в государственной измене. Хадиджа 4 декабря еще была на свободе. Мехтиев писал о ней: «Она вместе со своими «друзьями» по цеху «старательно» организовывает антиазербайджанские передачи, выступает с заявлениями непотребного характера, демонстрирует откровенно враждебное отношение к известным представителям общественности, распространяет ложь оскорбительного содержания. У общественности сложилось твердое убеждение, что сотрудники радио «Азадлыг» стали на очень скользкую тропу. Не надо доказывать, что предоставление сфальсифицированной информации равносильно работе на заграничные спецслужбы».
Собственно, глава администрации уже сформулировал обвинение в шпионаже и государственной измене. Но Хадиджу арестовали по другой статье: «доведение до самоубийства», статья 125, от трех до семи лет лишения свободы.
«Самоубийца» Турал Мустафаев уже дает показания против Хадиджи. Он бывший сотрудник азербайджанской «Свободы», которого в 2013 году уволили будто бы по требованию Хадиджи. Потом его уволили и со следующей работы, и тоже будто бы по требованию Хадиджи. После чего молодой человек 21 октября принял дозу крысиного яда, был доставлен в больницу, а потом обратился в генеральную прокуратуру и заявил, что в его неудавшемся самоубийстве следует винить Исмаилову.
Хадиджа работает в азербайджанском бюро радио «Свобода» и сотрудничает с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности. И давно занимается расследованиями незаконной финансовой деятельности клана Алиевых. Это Хадиджа писала разоблачительные материалы о том, как дочери Алиева тайно оказывались акционерами крупнейших компаний, как потом эти компании без всяких тендеров получали государственные заказы, как уходили деньги в офшоры.
Два года назад с Хадиджей попытались расправиться омерзительным способом: в ее квартире спецслужбы установили видеокамеры, а затем выложили в Интернет интимное видео. Родной брат Хадиджи — правоверный мусульманин, и в государственных газетах стали появляться заметки на тему «почему молчит брат опозорившей семью Исмаиловой?». Однажды Хадидже позвонила родственница и предупредила: беги из дома, твой брат поехал тебя убивать, чтобы смыть позор.
После всего пережитого у Хадиджи начались проблемы со здоровьем, она перенесла операцию на желудке. С тех пор ей нужен особый режим питания, едва ли совместимый с тюремным. Впрочем, к аресту Хадиджа давно была готова.
Еще прошлой зимой она опубликовала на своей странице в Facebook инструкции для соратников и коллег на случай своего ареста и пожелания западным дипломатам. Она призывала их к максимальной публичности: «Я не хочу никакой частной дипломатии касательно моего дела. Я не верю в отстаивание прав человека за закрытыми дверями. Пожалуйста, продемонстрируйте поддержку свободы слова и права на частную жизнь в этой стране как можно громче. В противном случае я предпочла бы, чтобы вы вообще ничего не делали».
Хадиджа знала, о чем говорила. Мы, живущие в диктаторских государствах, все это знаем. Рукопожатия под столом, тайные переговоры, ничего не меняющие резолюции с осуждением — и в то же время огромные лоббистские группы на Западе, твердящие с важным видом о необходимости поддержки этих режимов и сотрудничества с ними. Об Алиеве они говорят, что он — независимый политик, не какая-нибудь там кремлевская марионетка, и Азербайджан под руководством Алиева идет по своему собственному пути. О Лукашенко те же люди говорят, что он — классическая кремлевская марионетка, и нужно приложить все усилия, чтобы оторвать его от Кремля и сделать партнером Евросоюза. А для этого нужно закрыть глаза на издевательства над политзаключенными и отсутствие прав и свобод и посулить пряников больше, чем может дать Россия. Всем был плох маккартизм, но после него еще долгое время на Западе не смели лоббировать интересы диктаторов. А теперь — лоббируют. И потому издеваются в тюрьмах над белорусскими политзаключенными, пытают в бакинской тюрьме Лейлу Юнус, а теперь в соседней камере будут уничтожать Хадиджу Исмаилову.