Обозреватель “Новой газеты” Юлия Латынина в своей авторской передаче “Код доступа” на “Эхо Москвы” вторую неделю не обходит стороной ситуцию вокруг невыдачи Россией Армении солдата Валерия Пермякова, обвиняемого в жестоком убийстве семи членов одной семьи в Гюмри.
— Я хочу завершить несколько тем, о которых я говорила на прошлой неделе. Одна тема – это вот рядовой Пермяков, который вырезал в Армении семью. Там уже не 6 человек, там уже 7 человек. Там уже умер 6-месячный ребенок. И на этой неделе мы наблюдали там нечто фантастическое. Мы наблюдали там Путина, который звонит президенту Армении. Мы наблюдали [главу следственного комитета] Бастрыкина…, какая-то делегация Госдумы поехала в Армению извиняться за это ужасное преступление. Я не вижу только одного самого простейшего и самого естественного жеста: отдать рядового Пермякова, чтобы судили его армяне. И у нас [пресс-секретарь президента] Дмитрий Песков сказал, что он российский гражданин, поэтому судить его будут по российским законам. Потому я хочу напомнить Дмитрию Пескову и прочим людям, что солдаты не дипломаты, они не пользуются дипломатической неприкосновенностью; и что подобные коллизии постоянно возникают у разных государств, не только у России.
Например, у американцев – у них там 95-й год: изнасиловали трое военнослужащих 12-летнюю девочку. Связали, избили, замотали рот изолентой и насиловали по очереди. Что с ними сделали? Ответ: их выдали японским властям. Те получил в японском суде по 6,5 и 7 лет заключения. Кстати, если бы их судили американцы, получили бы гораздо больше.
92-й год. Рядовой некий (неразборчиво-ред.). Это уже Южная Корея. Зверски изнасиловал и убил барменшу. Там действительно что-то страшное, там во влагалище засунул бутылку из-под кока-колы, в задницу засунул зонтик длиной 27 сантиметров. Опять же южнокорейский суд приговорил его к 15-летнему заключению, которое тот и отбывал в корейской тюрьме.
Вот только что какой-то английский, кстати, даже не рядовой – капрал и парашютист был на учениях в Австрии. Там набрался пьяным выше глаз, забрался в деревенский дом, пытался изнасиловать 6-летнюю девочку. Был схвачен на месте преступления. Кто его будет судить? Знаете, почему-то не говорят британцы, что это британский гражданин, что будет судить британский суд. Да суди его австрийский суд – кому этот ублюдок интересен?
Причем я замечу, что во всех этих случаях это стандартная история, потому что солдаты – молодые мужчины, зачастую с невысоким коэффициентом интеллекта, с низким чувством зачастую социальной ответственности. Время от времени они совершают преступление. Если они расквартированы на чужой земле, они всегда совершают преступление против местного населения. В целях сохранения нормальных отношений с этим населением, этих солдат надо выдавать. Например, в Америке, сверхдержаве и так далее – выдают. Да, мы видим, что, в общем-то, свой статус сверхдержавы США поддерживают другим способом. Но, видимо, поскольку статус сверхдержавы – это у нас некое психологическое ощущение и поддерживаем мы его вот таким способом: пытаемся считать себя великими, вытирая ноги о соседа, желательно о того соседа, который от тебя зависит как Армения, — то да, мы не США, мы по-другому себя ведем. Но, возможно, именно поэтому количество желающих от нас зависеть оказывается, не так уж велико.