К распростаненным в Армении обстоятельствам нарушения прав женщин, таких, как предвзятое отношение судов и полиции и нехватка правосознания, во втором по величине городе Гюмри прибавляются и другие, еще больше усложняющие ситуацию. Такими обстоятельствами, способствующими сохранению патриархального общества, является большая миграция среди мужского населения города и криминальные порядки. Об этом в беседе с Epress.am заявила исполнительный директор фонда «Ареваманук» Армине Гмюр-Карапетян. По словам собеседницы, в результате Гюмри превратился в подчеркнуто мужчиноцентристский город.
В Гюмри фонд в основном занимается психическим здоровьем, однако уже год совместно с Центром содействия женщинам они осуществляют программу «Домашнее насилие»: к ним уже обратились 24 жертвы насилия в семье и получили психологическую, социальную, юридическую помощь.
«В Гюмри большая миграция. Отсутствие отцов, хоть и не в течение всего года, сказывается на психологии детей: тоска, чувство незащищенности, тревоги. Отсутствие мужей сказывается и на женщинах. За год молодые женщины видят супругов месяц, они тоже чувствуют себя незащищенными». В качестве второй важной проблемы отмечаются распространенные в городе устои криминального мира.
«Последние 15-16 лет город живет по законам криминального мира, что обусловлено политикой, проводимой предыдущими городскими властями. За короткие сроки этот вопрос не решится. Если элита города не поощряет верховенство закона, а предпочитает клановый, противозаконный образ жизни, эти ценности распространяются во всем обществе. Если мальчики видят, как их отцы устраивают разборки (или любое другое проявление криминальных отношений), они начинают делать то же самое. Часто слышим информацию о том, что в доме одного из районов обнаружен труп, была стрельба, убийство и так далее. Криминал еще больше укрепляет патриархат, способствует беспрецедентному ограничению роли женщины», — говорит Армине Гмюр-Карапетян.
Местные, по ее словам, с тоской вспоминают времена, когда по вечерам в городе можно было встретить прогуливающихся по улицам девушек, женщины жили более активной социальной жизнью.
«Большинство коренных гюмрийцев уехали, увеличился приток из сел, в результате осталось только фразерство о жителях Гюмри, что отрицательно влияет на молодежь», — заключила собеседница.