Почему выпускники и студенты показывают низкие результаты? На каком уровне общее образование в Армении? Отражают ли высокие показатели армянских школьников на различных международных олимпиадах общую картину системы образования страны? Какие проблемы создает Араратский бакалавриат? Об этом Epress.am побеседовал с социологом Жанной Андреасян.
Образование в Армении постоянно регрессирует
— В последнее время в СМИ и соцсетях активно обсуждается очень маленькое число поступивших в вуз, а также низкие оценки учеников на выпускных экзаменах в школе. С чем Вы это связываете? Каковы основные причины?
— У нас несколько взаимосвязанных проблем в сфере. Во-первых, конечно, демографическая проблема, которая обусловлена не только миграцией. Это также связано, к примеру, с низким уровнем рождаемости. Следовательно, сокращается число посещающих старшую школу и вузы. Проблема многослойна, но также важно упомянуть о деньгах.
В обществе, подобном нашему, в обществе денег, решение о твоем продолжении образования с нескольких сторон связано с деньгами: хватит ли тебе финансов для подготовки к переходу из школы в вуз?
Есть ли у тебя средства для обучения в вузе и на что ты надеешься по окончании обучения? Будут ли оправданы эти время и финансы? Существуют менее затратные и более быстрые способы оказаться на бирже труда: краткосрочные курсы, колледж, тысячи распространенных способов неформального образования. Так, большая группа решает реализовать имеющиеся надежды в связи с работой путем получения вневузовского образования. А те, кто считает получение вузовского образования единственной гарантией будущего, склонны тратить эти деньги и время на образование, на которое имеет смысл потратиться. По принципу: люди готовы платить больше, но освоить профессию, скажем, не в Государственном ереванском университете, а в Американском.
Несколько причин низких оценок выпускников и абитуриентов. Во-первых, в Армении стала обязательна 12-летняя система образования. Раньше ты мог окончить 8 классов и уйти: это считалось общего образования. Теперь закон предусматривает обязательные 12 классов. Это значит, что если тогда учеников кое-как доводили до восьмого класса, чтобы те получили хоть какой-нибудь аттестат, теперь вся эта группа, которая по каким-то причинам не заинтересована в учебе или имеет низкую успеваемость, все равно остается в школе. Естественно, это влияет на учебный процесс и результаты выпускных экзаменов. Низкие результаты по некоторым направлениям указывают также на тенденцию не придавать значения этим направлениям в более долгосрочном плане. Зачем учить предметы, которые не пригодятся в моей профессии? Так формируется обязательный с точки зрения ученика, но бессмысленный ряд предметов.
Кроме того, низкие результаты – явление не новое. Меня немного удивило, что шум по этому поводу поднялся сейчас. Наши школы участвуют в различных международных исследованиях. К примеру, есть авторитетное исследование TIMSS, оно периодически проводится среди 4-х и 8-классников по математике и естествоведческим предметам. Школу выбирают произвольно, тесты для всех стран-участниц одинаковые, их переводят.
Во время этих исследований наши школьники показали очень низкие результаты: среди почти 180 стран Армения была на последних позициях. Это говорит о том, что еще несколько лет назад уровень нашего общего образования по этим предметам был крайне низок.
Если сопоставим этот факт с результатами на международных олимпиадах, откуда наши дети возвращаются, заняв высокие места, увидим, что у нас серьезные проблемы, в образовании не все равны. У тебя в среднем один восьмиклассник, неспособный прочитать карту, показать гору, но в то же время ты ставишь рядом с ним вернувшихся с золотыми, серебрянными, бронзовыми медалями учеников, которые в основном бывают из нескольких школ. То есть мы имеем дело с элитаризацией образования, когда большинство учеников получает плохое образование.
Элитаризация образования
— Является ли Араратский бакалавриат примером элитаризации образования? В ознакомлении программы говорится, что она рассчитана на учеников, которые стремятся быть отличниками.
— Эта программа – попытка создать образовательную программу для старшей школы, которая, будучи на армянском языке, в то же время будет сопоставима с международными стандартами. С одной стороны можно подумать, что это должно стимулировать качество образования. Но примечательно, что для обучения здесь им нужны дети с высокой успеваемостью. Это продолжает подход считающихся хорошими школ Армении, если рассматривать процедуру приема в школу, у них подход один – избирательный. Забирать учеников, которые, по их мнению, хороши, и работать над ними. Что-то подобное и с Араратским бакалавриатом. Это превращается в государствленную политику: ты выбираешь, с кем работать, а что происходит с остальными, тебя на самом деле не интересует. Потому что, выбирая «лучших» и работая с ними, мы не стимулируем остальных следовать их примеру и становиться лучше, а лишь делаем отличие более ощутимым.
Опасно, что государственная программа делает неравенство глубже.
Конечно, скажут: видение таково, чтобы все были там, среди тех, кто учится хорошо, однако мы понимаем неопределенность этой перспективы, она практически неосуществима. А практика такова, что ты создаешь ситуацию, когда формируется образование различного типа.
Затем мы будем стараться показать хорошие результаты и показатели программы, но не станем говорить о группе, которая выпадет из нее, и пропасть между ними и включенными в программу будет увеличиваться.
Не будем забывать, что, до внедрения Араратского бакалавриата, у нас имеется – плохая ли хорошая – сеть старших школ, для создания этой сети были сделаны значительные инвестиции и приложены усилия, если стратегическая программа и концепция старших школ будет реализована в полной мере, Араратский бакалавриат повторил бы ее содержание.
Растет пропасть между областями и Ереваном
— Другая проблема заключается в увеличении разницы образования в областях страны и в Ереване, в сельской и городской общинах. Особенно в небольших селах всегда ощутима нехватка педагогов.
— Такая проблема существует, но в данный момент нет общей систематизированной политики, призванной повысить уровень образования в сельских общинах. Это серьезная проблема. Есть отдельные инициативы. К примеру, заявили, что будут видеоуроки, какие-то хорошие школы должны периодически организовывать занятия с школами в районах. Конечно, звучит, но стоит учитывать наличие соответствующей техники для этих видеоуроков, нужна хорошая связь, соответствующий технический эксперт, учитель с достаточным знанием информационно-коммуникационных технологий, педагогический подход и методология, чтобы урок действительно получился, а не стал очередной цифрой в списке сделанных дел. Гораздо легче заявить, что раз в неделю будут проводиться видеоуроки и обеспечиваться равные возможности, чем сделать это. Необходимы системные решения, нужно повысить общий уровень образования.
Это должно сопровождаться концепцией общего развития сельских общин, потому что там образование не является отдельной единицей.
Каково будущее общего образования Армении
— В чем заключается основная проблема армянских школ? Возможно ли некоторое развитие в ближайшем будущем?
— Наши школы в основном дают гуманитарное образование. 12-летняя школьная программа позволяет ученикам вообще не изучать определенные предметы, следовательно, знаний по этой части нет.
Если ознакомиться со школьной программой, у детей есть возможность выбрать конкретный предмет из естествоведческих предметов. Это значит, что весь последний год ты можешь не проходить химию или биологию.
Тот же Араратский бакалавриат делает акцент на гуманитарном образовании. Программа бакалавриата состоит из двух частей: стандартной и углубленной. В углубленную включены различные модули, которые также бывают обязательными и на выбор. Обязательные углубленные модули – английский и армяноведение. В остальных случаях можно выбирать.
Можно было предположить, что если мы говорим о предоставлении более качественного образования, оно не должно быть в основном гуманитарным, так как гуманитарное не является фундаментальным образованием.
Нынешнее содержание общего образования снижает надежду на системные реформы в сфере, особенно если рассматривать инициативы последних лет. В содержательном смысле данные инициативы еще больше запутали школу. В школы внедрили шахматы, урок национальных песен и танцев (апробационный), истории церкви, и нет никакой тенденции, что этот объем сократят, потому что в очереди другой ряд пока апробационных предметов – христианское воспитание. Мне кажется, возможным путем улучшения ситуации является организация образования за пределами школы.