Ежегодный визит председателя Госкомиссии по защите экономической конкуренции Артака Шабояна в Национальное Собрание в 2018-м ничем не отличался от предыдущих. Депутаты спрашивали о монополиях, Шабоян, как и раньше, утверждал, что в Армении их нет, есть лишь “доминирующие на рынке бизнесмены”.
Когда речь зашла о монопольном импортере сахара, депутате, члене правящей Республиканской партии Самвеле Алексаняне, глава Комиссии заметил, что цена на сахар упала на 14 драмов. У Алексаняна, кстати крупнейшая сеть супермаркетов, сбывающая, помимо прочего, контрафактную водку его же производства.
О росте цен на бензин Шабоян сказал, что стоимость бензина и газа выросла на 20 драмов и на 60 драмов — на дизельное топливо, что, по его словам, связано с повышением акцизного налога, а в случае дизельного топлива — новым расчетом НДС. “Продажей бензина, в основном, занимаются две компании, которые также являются импортерами. Естественно, на этих двух импортеров влияет ценообразование”, — сказал Шабоян.
Председатель Демократической партии Арам Саркисян возразил: «Ваша комиссия должна заниматься защитой потребителей. Вы сами сказали, что на топливном рынке существует монополия. Всего две компании импортируют топливо, следовательно легче придти к корпоративному соглашению. Когда цена на нефть упала с $100 до $40-50, мы спрашивали, почему цена на бензин не снизилась. Нам ответили, что доля нефти составляет 7%. Тогда цена на бензин упала на 20 драмов, но, согласно всем расчетам, она должна была упасть на 100-120 драмов. Сейчас цена на нефть немного выросла, и у нас цена на бензин растет”.
Артак Шабоян снова начал объяснять рост цен структурой рынка.
“Если рынок решает все, в чем смысл существования Государственной комиссии по защите экономической конкуренции?”, — резюмировал Саркисян.