1 февраля люди с инвалидностью разных групп собрались у здания правительства Армении. Они недовольны решением о частичном ограничении деятельности немецкого центра протезирования «Интерорто».
Недовольные из Еревана и областей страны, среди них ветераны Карабаха и участники четырехдневной эскалации конфликта в апреле 2016-ого, требуют отменить результаты проведенного в октябре прошлого года тендера, из-за чего «Интерорто» отныне будет заниматься только протезированием голеностопного сустава. А компания-победитель тендера – протезированирем тазобедренного сустава.
Демонстранты уже провели на улице около часа, когда начальник отдела приема граждан и обсуждения заявлений при правительстве Александр Газарян пригласил их в свой кабинет. Журналистов же он попросил выйти: «Это моя комната. Я решаю, в каком формате будет проходить встреча и кто может в ней участвовать».
Позже корреспондент Epress.am поинтересовался у протестующих, объяснил ли чиновник причину проведения встречи без журналистов. «Ну, сказал, что перед журналистами он будет разговаривать официально, а так мог говорить с нами свободно. Что перед журналистами он должен говорить то, что сказали вышестоящие, но есть вопросы, по которым он может быть согласен с нами, а говорить об этом при журналистах не может», — рассказал участник протеста.
На закрытом обсуждении чиновник сообщил, что их письменная жалоба была получена. Премьер и министр соцобеспечения ознакомились с его содержанием и ответили гражданам, однако, как сообщили протестующие, ответов они не получили: «Мы сообщили, что не получали никакого ответа, и этот чиновник начал читать нам ответ министра. Но мы сказали: зачем читать? Объясни по-человечески, чтоб было понятно».
В качестве своего основного требования протестующие назвали нежелание возращаться к советским протезам: «Победила компания неизвестного происхождения, неизвестные специалисты. 30 лет наши протезы производила эта немецкая компания, мы знаем специалистов, они работают качественно. Теперь, предположим, я нуждаюсь в протезировании голеностопного и тазобедренного суставов. Не буду же я заказывать один у одного специалиста, другой – у другого. Как так можно? Один будет немецкий, качественный, другой – некачественный китийский?».
«Этот немецкий центр работает в рамках госзаказа, будет заниматься только протезированием голеностопного сустава, но спрос на этот вид протеза в стране настолько невелик, что центр может закрыться, специалисты разъедутся. Тем более, им предлагают высокие зарплаты в Германии, Казахстане. А нам, что, остается уповать на китайские некачественные протезы? Скажем, этот начальник [Александр Газарян] согласится отказаться от своего «Мерседес»-а и ездить на «москвиче»? Это регресс, регресс», — говорит собеседник.
С протестующими встретился и глава управления по вопросам инвалидов и пожилых людей Артур Кесоян, который заверил, что окончательные результаты тендера будут известны 6 февраля, и победителя ждет повторная жесткая проверка.
«Кесоян говорит нам: мы столько всего делаем, подумайте немного о государственном интересе. А о нас кому думать? Вместо того, чтобы подогнать свой бюджет под наше здоровье, они подгоняют наше здоровье под бюджет. Может, ему и без разницы, с протезом я хожу или с тростью, но для меня разница есть. Почему они не учли наше мнение при проведении тендера? Как я уже говорил, пусть не принимают это за угрозу, но мы знаем, как действовать в случае, если наше мнение не будет учтено до принятия окончательного решения. Подождем до истечения назначенного ими срока, а там посмотрим».