Главная / Здравоохранение / Нехватка специалистов и недоступность медицины для женщин Вайоцдзорской области Армении

Нехватка специалистов и недоступность медицины для женщин Вайоцдзорской области Армении

Не люблю, когда делают аборт. С аборта мне перепадает только 1000-2000 драмов, а с каждого рождения мне в карман кладут 15 000 (область Вайоц дзор, Армения, 2018).

Вайоцдзорские женщины рожают либо в Ереване, либо в расположенной сравнительно близко к области больнице города Масис. В основном женщины, имеющие финансовые проблемы, вынуждены рожать в Ехегнадзоре или Вайке. В числе основных проблем области — нехватка больниц и хороших специалистов. 17-21 сентября общественная организация Женский ресурсный центр провела шествие по ряду общин области и в четверг, 27 сентября, рассказала о своих впечатлениях на пресс-конференции в Ереване.

В Вайоц дзоре действуют 2 больницы и 1 центр здоровья. Медпункты есть не во всех сельских общинах. Отделение акушерства действует только в больнице Ехегнадзора и Вайка. Женщинам из дальних сел зачастую не удается добраться до центра области: ребенок появляется на свет либо дома, либо в автомобиле, что впоследствии может стать причиной осложнения.

Представитель организации Ануш Погосян заявила, что из бесед с местными женщинами они узнали о распространенности миомы матки: «Женщины рассказывают, что операцию на матке у них проводят, правда, при этом полностью удаляются репродуктивные органы. К примеру, в Ереване есть соответствующие специалисты, которые удаляют только больной участок. В Ереване эта операция стоит 600 000 драмов (порядка $1250) — достаточно крупная сумма. Потому жители областей предпочитают делать более дешевую операцию, платить 200 000, но в результате в 30-40 лет женщины лишаются своих репродуктивных органов».

В ходе шествия по области организация зафиксировала низкий уровень использования контрацептивов. В качестве основного средства — прерывание полового акта, что, однако, нельзя назвать надежным вариантом. Аптеку можно найти не в каждой общине, поэтому проблематично и приобретение презервативов. И хотя, по словам Погосян, в рамках международных программ медпунктам были розданы презервативы, не все имеют возможность пойти и получить их бесплатно, так как тайна процесса в основном не сохраняется.

К примеру, в одном из сел рассказали, как можно услышать произнесенные с ухмылкой слова: «Такой-то человек берет много презервативов, ему они нужны».

По причине отсутствия медикаментов искусственное прерывание беременности в области Вайоц дзор в основном проводится хирургическим методом, а не медикаментозно. В отличие от других областей Армении, здесь количество абортов, обусловленных полом плода, меньше. Примечательно, что, по словам местных, таких случаев немного еще и потому, что слишком распространено бесплодие. То есть люди решают сохранить ребенка, вне зависимости от его пола.

Участница шествия Анна Ованисян говорит, что в трех селах области — Ринде, Чиве и Арпи — особенно велико число онкобольных. Только за последний год от рака в Арпи не стало 20 человек. Представители организации пытаются обратить на проблему внимание министерств экологии и здравоохранения. У местных свое объяснение широкому распространению онкологии: это связано с качеством воды.

В 2017-ом Женский ресурсный центр организовал схожую акцию в Гегаркуникской области. Исследователи констатируют, что по сравнению с Гегаркуником, отношение мужчин к женщинам в Вайоц дзоре лучше.

В частности, если в Гегаркуникской области можно увидеть женщину, которая одна выполняет тяжелую работу в поле, то здесь сельскохозяйственные работы между женщинами и мужчинами распределены равномерно.

То же самое и с вопросом образования. Если гегаркуникцы могут запретить женщине одной отправиться на учебу в столицу, то в Вайоц дзоре получение образования поощряется. И хоть женщины его получают, обратно они уже не возвращаются: в селах нет рабочих мест.

Реже встречаются и случаи домашнего насилия, а также ранние браки. Правда, местные признаются, что из стыда женщины о многом умалчивают.

Здесь к каждому слову прикрепляют «стыд»: стыдно, не надевай; стыдно, не делай; стыдно, не говори… (Вайоц дзор, Шатин, 2018)