Внедрение «Истории армянской церкви» в школьную программу, в общее образование — грубое нарушение закона Армении об общем образовании и Конституции. Об этом на пресс-конференции 17 октября заявил историк Ваграм Токмаджян. По его словам, в предметы «История Армении», «Армянская литература» и «Армянский язык» включены все темы, затрагивающие Армянскую апостольскую церковь.
«Наша церковь любит вмешиваться в дела государства. Церковь еще не осознает, что у нас независимая государственность. Два этих института — государства и церкви — смешались и под видом предмета в школах ведется пропаганда, начиная молящимися детьми, кончая отсутствием плюрализма.
Чем христианское воспитание отличается от обычного? Толкают ли родители, не считающие себя последователями христианства, своих детей на алкоголизм или проституцию? Ничего подобного. Под вуалью этих терминов мы отодвигаем право учащегося на десятый план и делаем с ним все, что хотим», — заявил историк.
Также он прокомментировал утверждение о том, что, по данным переписи населения, 93.8% населения Армении — христиане, это и доказывает, что христианство — государственная религия.
«Да, Армянская апостольская церковь является национальной для значительной части населения Армении. Данные переписи мне хорошо известны, но объясните мне, как вы определили религиозные взгляды годовалого ребенка, записав его в христиан или нехристиан? Это тоже подлог… Иногда трудно сказать, это учебник истории или церковно-государственный буклет». По словам Токмаджяна, в Конституции четко закреплена свобода совести, вероисповедания, мысли. Навязывание чего бы то ни было иного — нарушение прав ребенка.
По мнению члена «Образовательной гражданской инициативы», культурного антрополога Лусинэ Харатян, проблема не только в предмете «История армянской церкви», а во всей образовательной программе: «Вопрос заключается в глобальном пересмотре учебного плана. Нельзя внедрять предмет, исходя из интересов той или иной группы. Внедрение предмета в учебный план должно вытекать из нашего общего видения образования, критериев и гражданина такого типа, который хочет просвещения для Республики Армения.
Что касается истории религии, здесь есть элемент дискриминации, когда этот предмет входит в обязательную программу. Потому что в Республике Армения есть группы, квалифицируемые церковью в качестве сект, и национальные меньшинства, права которых не учитываются, когда данный предмет становится обязательным. Это противоречит основополагающему принципу свободы. Нужно найти решение, которое учтет интересы нашего многослойного населения. То есть родитель и ребенок должны иметь возможность выбора.
Проблема, с которой мы сегодня столкнулись в связи с «Историей армянской церкви», — это в первую очередь непредоставление возможности выбора.
В Армении есть небольшое число езидов, ассирийцев, греков. Почему у них не должно быть возможности таким же образом ознакомиться, к примеру, со своей религией? Кроме того, необязательно отождествлять религию с национальностью. Достаточно большое число армян не считает себя последователями Армянской апостольской церкви. Они тоже должны иметь право выбора».