Бытует мнение, что в регионе Джавахети живет специфический электорат, во все времена лояльный к правящей партии. Особенность этих мест – не только этнический состав (в основном здесь проживают армяне), но и, казалось бы, отсутствие эволюции в политических процессах. Впрочем, нынешние президентские выборы, по мнению корреспондента СОВЫ Кристины Марабян, частично изменили ситуацию. В Ахалкалаки пробудилась оппозиция.
Многочисленные обещания и лозунги кандидатов в президенты Грузии до жителей Ахалкалаки доходят редко. За последние несколько лет центральные власти проложили дороги и улучшили инфраструктуру региона, но главная проблема остается неизменной: жители этих мест, преимущественно этнические армяне, плохо знают государственный язык.
Единственный кандидат, который обратился к своему потенциальному электорату на понятном электорату языке — Зураб Джапаридзе. Лидер общественно-политического движения «Гирчи» записал видеообращение на местном диалекте армянского. Правда, до многих адресатов оно не дошло. Точнее, кандидата в президенты услышали пользователи социальной сети Facebook, но старшее поколение осталось вне игры.
Старики в Ахалкалаки, как и в других городах Грузии, информацию получают из телевизора.
Специфика региона вносит и свои корректировки. В Джавахети практически никто грузинское ТВ не смотрит. Поэтому политические процессы, которые происходят в центре, до самого региона доходят редко.
Кандидаты, более или менее понимающие эту специфику, делают ставку на плакаты и выездные встречи с избирателями.
Больше месяца назад на стенах многих частных домов и учреждений появились портреты политических деятелей. Первым был бывший соратник бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили от «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе. Следом – нынешний соратник экс-президента от «Единого национально движения» (ЕНД) Григол Вашадзе.
Позже появились большие и не очень плакаты независимого кандидата, которая заручилась поддержкой правящей партии «Грузинская мечта», Саломе Зурабишвили. А совсем недавно жители Ахалкалаки увидели и изображения бывшего председателя парламента. У Давида Усупашвили пока нет ни соратников, ни штаба. Плакаты в Ахалкалаки расклеивал его родной брат – Георгий.
«Бюджет Давида всего 15 000 лари (больше 5 500 долларов), это очень мало. Нет и штаба. Он — от партии Ираклия Аласания (бывший министр обороны), но это формально. Агитировать во всех регионах он не может, выступает на ТВ. Только «Рустави-2» его блокирует. «Конечно, шансы выиграть есть. Если бы не было, смысл тогда участвовать?» – говорит жителям Ахалкалаки Георгий Усупашвили.
Предвыборные плакаты еще 21 кандидата до городка не успели добраться даже за неделю до дня голосования.
Вся суть политики в Ахалкалаки сводится к принципу: в центре власть меняется, но на местах лица все те же. Как и на предыдущих выборах, стабильно работают сторонники «Европейской Грузии». Ее местная ячейка, как и центральная, откололась от «Единого национального движения». Штат немногочисленный, но активный. Возглавляет штаб бывший начальник полиции Ниноцминды Арсен Карапетян.
А вот у «Единого национального движения» новые сторонники из числа старых противников. К ним примкнули бывшие члены «Грузинской мечты» во главе с семьей Райсян. В 2012 году он боролся против партии Саакашвили, за что подвергался даже преследованиям и давлению. Теперь Райсян вновь в оппозиции.
Штаб правящей «Грузинской мечты» в центре Ахалкалаки, тем временем, активно агитирует за независимого кандидата в президенты Саломе Зурабишвили…