Кажется, я постепенно начала понимать, почему Никол Пашинян пытается прикрыть собой все поле дискуссии. Но перед ним республиканцы, прошедшие большую школу провокаций и ораторства. У новых молодых людей не только пока нет опыта, они, естественно, не знают, что было, с помощью чего члены РПА искусно направляют повестку и ход дискуссий. Очень легко потеряться в этом лабиринте, а после — запутаться и потерять нить.
Это вовсе не означает, что молодые не готовы: просто они не могут только чтением вникнуть в тонкости дел, в подготовке, процессе, принятии которых члены Республиканской партии Армении участвовали, лично и институционально. У них практические и институциональные знания, и им легко удается заплести нитями молодых, еще не имеющих практических знаний.
Посмотрите, как подготовлен [и.о. министра здравоохранения] Арсен Торосян, с каким спокойствием он выстраивает суждения. Потому что, хоть на гражданском поле, но он участвовал в практических работах программ. Он спокойно может показать, что чего-то не знает, но то, что знает, — твердо, устойчиво, это позволяет ему легко ориентироваться в мозаике.
Ничего, потерпим. Таких мудрых республиканцев лихорадит от конкретных вопросов, но даже в страхе они бросаются на арену и на свой вкус перестраивают ход разговора. Главный их козырь — полное отсутствие ответственности, стыда и тревоги по поводу потери имиджа. Годами им было плевать на общественное мнение, в течение последних 5-6 месяцев они прошли через такую мощную лавину упреков, что это на них уже не действует. У них иммунитет бесстыдства. В этом случае сдержанность и ответственность плохие советники.
Раздраженные республиканцы демонстируют всю мощь своего гнева и безответственности, но не видят, что ежедневно теряют то малое, что могли иметь. Они не готовы к простому вопросу, почему и как наше общество каждый день несло потери в демографии, ресурсах, образовании, культуре, финансах, экономические, материальные, моральные потери.
Они готовы тыкать в глаза 5-6 олимпийскими медалями в качестве величайшего достижения страны, но пойдут на провокации, как только их спросят о количестве бросивших школу учеников, содержании плохих учебников, мрачности опустошенных школ, в которых нет учителей, о проданных школах и детсадах, проваленной «переподготовке» учителей с бессмысленной растратой госсредств. Для них каждая копейка, потраченная на образование, — одолжение обществу, а не инвестиция. Потому что каждая копейка на образование сокращала возможное содержание чьего-то кармана.
Они уже давно объявили, что старение и опустошение приграничных сел не проблема и не угроза. Хотелось бы мне взглянуть им в глаза. Но ничего, я верю воле нашей молодежи. Лучше дождаться их роста, чем терпеть сытое безразличие «объясняющих» гибель нашей страны, даже способствующих ей.
Грануш Харатян, этнограф
из «Фейсбук»-а